В разгар летнего отдыха в редакцию "АиФ" поступило несколько весьма неожиданных телефонных звонков с одним и тем же вопросом: что случилось с черноморской прибрежной зоной? Некоторые абоненты, естественно со слов "очевидцев", утверждали, что она загрязнена "трупным ядом" и "радиоактивными изотопами" в результате ливневых дождей, прошедших в Грузии. Говорили и о том, что на курортах царит паника.
Самым "веским " аргументом, как они утверждают, являются санаторно- курортные путевки с грифом "купаться запрещено" (правда, никто не смог указать конкретный адрес такой путевки).
НАПОМНИМ ЧИТАТЕЛЯМ, что в прошлом году редакция "АиФ" расследовала "анатомию" аналогичных слухов, связанных с "радиационным загрязнением" Черноморского побережья в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и показала "объективность" подобных утверждений, носящих явно дезинформационный характер.
Но, учитывая просьбу вновь разобраться в данной ситуации, редакция обратилась за разъяснениями в Центральный совет по управлению курортами профсоюзов. В ответе первого заместителя председателя Центрального совета В. Полторанова указано, что в профсоюзные здравницы путевок, ограничивающих купание в курортной зоне Черноморского побережья, вообще не поступало.
Этот же вопрос мы задали главному инспектору по защите от 'излучений Минздрава СССР О. Польскому, который сообщил, что никаких реальных причин для ограничения как отдыха, так и купания людей в черноморской курортной зоне Кавказа и Крыма нет.
Казалось бы, вопрос исчерпан. Но для "страховки" редакция обратилась и в ВЦСПС, поскольку, кроме профсоюзных санаториев и домов отдыха, на юге страны существует широкая сеть ведомственных здравниц. Может быть, вышеупомянутые путевки выдавали там?
Заместитель заведующего отделом ВЦСПС по государственному социальному страхованию Ю. Якушев, в компетенцию которого входят вопросы территориального распределения санаторно-курортных путевок, сразу сказал, что таких путевок не существует, но любезно согласился помочь редакции. Связавшись но телефону с заместителем председателя Центрального совета по управлению курортами профсоюзов Н. Стороженко, находящимся в данный момент в Абхазии, Ю. Якушев подтвердил, что слухи о загрязнении черноморской воды какими-либо ядами беспочвенны. Никаких ограничений для отдыха нет, купаться никто не запрещал. Пляжи Пицунды, Сухуми, Поти (районы, на которые ссылались наши абоненты), как всегда, полны, отдыхающие, как обычно, купаются и загорают.
Председатель курортсовета Грузии Н. Шарашенидзе и председатель совпрофа Абхазии И. Тарба в ответ на наш вопрос выразили явное недоумение столь нелепыми измышлениями. Добавим, что у двух сотрудников редакции, отдыхавших на юге и только что вернувшихся из отпуска, подобные "факты" также вызвали большое удивление.
Думается, редакции не было бы никакой необходимости заниматься расследованием подобных небылиц и отвлекать людей от дела, если бы наряду с теми, кто фабрикует такие слухи, не находились граждане, готовые к восприятию самых фантастических домыслов.
В. РОМАНЕНКО
* * *
Слышала, что в европейских социалистических странах активно проводится политика стимулирования рождаемости и повышения материального уровня многодетных семей. Не могли бы вы подробнее рассказать о мерах, которые принимаются в этом плане хотя бы в одной из социалистических стран?
С. Харватова, Симферополь
В КАЧЕСТВЕ ОТВЕТА на вопрос есть смысл рас сказать о том, как интересующие читательницу проблемы решаются в ГДР. В прошедшем 1986 г. в стране был проведен в жизнь очередной комплекс мер, предусмотренных осуществляемой там социальной политикой. Так, с 1 мая 1986 г. все работающие женщины получают 12- месячный оплачиваемый послеродовой отпуск при рождении первого ребенка. С 1976 г. такой льготой пользовались только матери двух и более детей. С 1984 г. матерям с тремя детьми предоставлялся послеродовой отпуск на 18 месяцев при рождении каждого последующего ребенка.
Для ухода за заболевшими детьми замужним работающим с двумя детьми с 1 мая 1986 г. предоставляются оплачиваемые свободные дни. Для матерей-одиночек это положение действует уже с 1972 г, а для замужних женщин с тремя и более детьми - с 1982 г.
Для поощрения молодых браков в этом году увеличен размер беспроцентного кредита с 5 до 7 тыс. марок В то же время расширена верхняя возрастная граница для лиц, могущих получить такой кредит, с 26 до 30 лет. За период с 1972 г. на 1,1 млн. таких кредитов государством выплачено 7,5 млрд. марок, из которых 1,8 млрд. марок государство "погасило" должникам после того, как в их семьях родился ребенок.
Надо сказать, что меры по поощрению материнства и созданию семей в ГДР действуют давно и успешно. К ним относятся следующие положения:
- Все работающие женщины с двумя и более детьми до 16-летнего возраста имеют законодательно установленную 40-часовую рабочую неделю с полным сохранением заработной платы.
- Оплачиваемый дородовой и послеродовой отпуск составляет 26 недель. При рождении каждого ребенка выплачивается государственное пособие в размере 1 тыс. марок.
- Каждый ребенок соответствующей возрастной категории, если этого хотят родители, может ходить в детский сад. Постоянно растет число мест в детских яслях. В 1985 г. потребность в них была удовлетворена на 73%.
- Существуют различные льготы для многодетных семей. Они получают различные финансовые дотации, в том числе льготы при оплате жилой площади. Питание в школах и детских садах, места в пионерских лагерях отдыха при предприятиях и многое другое они получают за очень умеренную плату или бесплатно.
- Ежемесячная дотация, которая в настоящее время за первого и второго ребенка составляет по 20 марок, а за третьего и каждого последующего - 100 марок, с 1 мая нынешнего года повышена за первого ребенка до 50, за второго - до 100, а за третьего и последующих детей - до 150 марок.
Вышеперечисленные мероприятия существенно облегчили процесс участия женщин в общественной и трудовой жизни страны. В настоящее время число женщин, занятых в трудовом процессе или учащихся, составляет 4,9 млн. Тем самым удалось повысить процент занятых среди женской части населения до 91,3%. 81,5% работающих женщин имеют законченное образование. 45% всех квалифицированных специалистов и мастерок. 62% выпускников профессионально - технических школ и училищ, 38% выпускников вузов - женщины. В народных представительствах доля женской части населения возросла до 38%.
* * *
Каков удельный вес социалистического сектора в национальном доходе, промышленности и сельском хозяйстве социалистических стран?
Л. Новиков, Брянск
В качестве ответа на вопрос читателя приводим данные ЦСУ СССР.
"pre"
НРБ ВНР СРВ ГДР Куба МНР ПНР СРР СССР ЧССР Национальный доход 99,9"sup"1"/sup" 94,5 67,0 96,7 96,7 100 81,6 - 100 99,4 Производственные основные фонды 99,98 99,1 - 99,0 80,1 100 79,3 - 100 99,3 Валовая продукция промышленности 99,9 98,6 79,9 97,9 100 100 97,0 100 100 100 Валовая продукция сельского хозяйства 99,9 99,3 65,2 93,5 76,7 100 21,4 - 100 97,0 Площадь сельскохозяйственных угодий 99,9 98,7 - 95,0 86,3"sup"2"/sup" 100 23,4 83,6 100 95,9 Розничный товарооборот, включая общепит 100 98,2 58,0 88,7 100 100 97,6 100 100 100
"sup"1"/sup"Оценка.
"sup"2"/sup"1983 г.
"/pre"
* * *
В последнее время в передачах "Голоса Америки часто упоминался "план Маршалла". Его именовали не иначе как "программой экономического возрождения послевоенной Европы" и проявлением американской щедрости. Так ли уж бескорыстны были США, предлагая 40 лет назад этот план?
Ю. Спасенков, Свердловск
На этот и другие вопросы доктор экономических наук, профессор А. И. ШАПИРО.
В политическом аспекте этот план учитывал исторические реалии послевоенной Европы: образование лагеря социализма и неспособность капиталистических стран самостоятельно преодолеть разруху.
В США прекрасно понимали, что капиталистические порядки в Европе оказались на грани краха и их надо спасать. Так, Дж. Маршалл в речи, произнесенной в Де-Мойне 14 февраля 1948 г., признавал возможным, что "Западная Европа с ее промышленным потенциалом и высокоразвитой техникой попадает в ту же сферу влияния, что и страны Восточной Европы", и тогда, по его словам, "весь Европейский континент перешел бы под контроль строя, открыто враждебного нашему образу жизни и форме правления". Стоит ли говорить, что такая перспектива никак не устраивала Соединенные Штаты, рассматривавшие Западную Европу как плацдарм в борьбе с социализмом.
Об экономической необходимости "плана Маршалла" для самих США говорили и писали в то время многие американские государственные деятели и ученые. В послании конгрессу 19 декабря 1947 г. президент Г. Трумэн подчеркивал, что этот план "имеет существенное значение с точки зрения нашего собственного хозяйства", а известный экономист С. Гаррис отмечал, что "программа экономического восстановления является попыткой спасти США от депрессии". Но "план Маршалла" не выполнил своей антикризисной функции. Экономический кризис в США разразился в 1947 1948 гг., то есть именно тогда, когда объем товарных поставок в Европу был наивысшим.
- Американская пропаганда не жалеет эпитетов, превознося роль "плана Маршалла" в восстановлении западноевропейской экономики. Она утверждает, что, если бы не этот план, Европа бы не выбралась из состояния "опустошения, отчаяния и безнадежности, охвативших ее после окончания войны".
- Разумеется, товары и капиталы, направлявшиеся в Западную Европу, не могли не способствовать преодолению здесь экономических последствий войны. Все-таки инъекции по "плану Маршалла" достигли за четыре года 11 млрд. долларов.
США, конечно, отдавали себе отчет в том, что, помогая европейскому капитализму подняться на ноги, они собственными руками взращивают своих будущих конкурентов на мировом рынке. Но иного выхода у США тогда не было, ибо они оказались перед дилеммой - либо оказаться в "блестящем одиночестве", либо спасать и укреплять своих потенциальных соперников. И политические аргументы возобладали. Это был, если пользоваться терминологией Р. Рейгана, "спасательный круг", брошенный "братьям по классу" в тот период, когда они "тонули".
Поэтому неудивительно, что США стремились лишь к частичной реконструкции хозяйства Западной Европы, такой, которая дала бы европейскому капитализму возможность выстоять. Какой бы масштабной ни выглядела цифра американских кредитов, она составила лишь 3,5% суммарного национального дохода стран, участвовавших в "плане Маршалла".
- В своем выступлении 5 июня 1987 г. Р. Рейган заявил: "Мы должны помнить о том, что 40 лет назад Кремль отверг советское участие в "плане Маршалла". Соответствует ли это заявление действительности?
- Нет, не соответствует. Франко-английский проект, предложенный на Парижском совещании министров иностранных дел СССР, Франции и Англии, состоявшемся с 27 июня по 2 июля 1947 г, в связи с выступлением Дж. Маршалла в Гарвардском университете, предусматривал создание некоего "руководящего комитета" при решающем влиянии в нем США, Англии и Франции.
Советский Союз не выступил на этой конференции ни, против "плана Маршалла", ни против своего участия в нем. Он внес свои предложения: выявить потребности европейских стран в американской экономической помощи и создать Комитет со действия в составе представителей Франции, Англии и СССР. При этом расчеты на иностранную поддержку должны были иметь подчиненное значение, а решающим условием должны были стать внутренние усилия каждой страны.
Все это было разумно и логично, но противоречило устремлениям трех ведущих империалистических держав. Ввиду отказа английских и французских дипломатов принять советские предложения, Парижское совещание закончилось безрезультатно... И уже через десять дней после этого английское и французское правительства при деятельной поддержке США созвали конференцию "европейского экономического сотрудничества" с участием 16 стран, примкнувших к "плану Маршалла". В этом совещании не участвовали Советский Союз и страны народной демократии, а также Финляндия.
В результате Европа оказалась еще глубже разобщенной на два лагеря. Сколько бы ни говорили о том, что "план Маршалла" послужил укреплению сотрудничества в Европе, в действительности он внес раскол в отношения между европейски ми государствами.
Беседу вел В. Соловьев.