Примерное время чтения: 7 минут
151

ЭКОНОМИКА ЗАПАДА. ВИЛЬЯМСБЕРГ: бесплодность попыток выйти из кризиса

Как ведущие страны Запада пытались обуздать "слепые силы" рыночного хозяйства, а оказались в еще большей экономической и военно-политической зависимости от США

В НЕБОЛЬШОМ американском городке Вильямсберг, расположенном близ атлантического побережья штата Вирджиния, 28 - 30 мая состоялось очередное ежегодное совещание лидеров Великобритании, Италии, Канады, США, Франции, ФРГ и Японии, а также представителя "Общего рынка". Официальные круги стран- участниц придают этим встречам большое значение и не скупятся ни на расходы, ни на рекламу. На сей раз встреча обошлась более чем в 8 млн. долл. Западные лидеры проговорили друг с другом в целом 24 часа. Журналисты, которых съехалось сюда около 3 тыс., дотошно подсчитали, что каждая минута непосредственных контактов в верхах обошлась почти в 6 тыс. долл.

БОЛЯЧКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Главной причиной первой такой встречи, которая состоялась в 1975 г. в парижском предместье Рамбуйе, послужило резкое ухудшение всех основных показателей капиталистической экономики к середине прошлого десятилетия.

Затянувшийся тогда почти на целых 3 года экономический кризис стал холодным душем для всех капиталистических идеологов, стратегов и тактиков. Самое надежное укрытие они увидели в том, чтобы срочно приступить к координации своей внутренней и внешней экономической политики.

Однако в Рамбуйе западные лидеры, не сумев подняться выше узконациональных хозяйственных интересов своих государств, разошлись по многим аспектам экономической политики, в том числе по вопросу, какую из бед считать "врагом номер один" - безработицу или инфляцию.

С тех пор проведено еще 8 встреч на высшем уровне, семь из которых были посвящены практически только проблемам оздоровления капиталистической экономики. И что же?

Капитализм снова третий год подряд сотрясают удары очередного, еще более разрушительного, чем в середине 70-х годов, экономического кризиса. Промышленное производство в развитых странах капитала, начавшее снижаться в 1980 г., в 1982 г. упало еще на 4 проц. Армия официально зарегистрированных безработных в странах Запада подскочила с 15 млн. человек в 1975 г. до 32 млн. в начале 1983 г. и продолжает расти. Несколько замедлившиеся темпы инфляции в 1982 г. (7,3 проц.) все равно в два с лишним раза превышают аналогичный показатель за период, предшествовавший "роковым семидесятым". Усилилось отставание заработной платы от роста розничных цен, в результате чего продолжается снижение уровня жизни трудящихся. Так, по данным министерства труда США, реальное содержание заработной платы в этой богатейшей державе капиталистического мира упало за последние десять лет на 17 проц.

Небывалые масштабы приобрели забастовки и другие формы массового протеста трудящихся: в 1982 г. в них приняли участие около 70 млн. человек по сравнению со среднегодовым уровнем в 52 млн. за предыдущее десятилетие.

С новой силой вспыхнули "торговые", "валютные" и другие "войны" между тремя основными центрами капитализма: США, Западной Европой и Японией. Усилилось стремление каждого из них решать собственные проблемы за счет партнеров, что выразилось в участившемся применении ими друг против друга скрытых и открытых ограничений импорта, в росте протекционизма, т. е. во все более широком применении мер по ограждению внутреннего рынка от поступления товаров из других стран. А все западные конкуренты вместе повели еще более агрессивное наступление на и без того довольно слабые экономические позиции развивающихся государств. Тяжесть положения последних наиболее ярко характеризует их внешняя задолженность. Несмотря на все посулы Запада содействовать развитию молодых государств, их общий внешний долг по сравнению с 1975 г. вырос в 3,5 раза и к началу 1983 г. достиг почти 630 млрд. долл.; для его оплаты развивающимся странам теперь недостаточно даже всей стоимости их двухлетнего экспорта!

АРЕНА ДЛЯ "ВЫКРУЧИВАНИЯ РУК"

Нынешние болячки "рыночной экономики" разрастались и в периоды некоторого оживления конъюнктуры во второй половине семидесятых годов. Но по мере того, как все очевидней становилась неспособность совещаний в верхах совладать с разгулом рыночной стихии, у самой мощной силы современного капитализма - Соединенных Штатов - окреп коварный соблазн использовать высокие западные форумы как арену для "выкручивания рук" своим конкурентам и поддержания жизнеспособности американской экономики за счет экономики Западной Европы и Японии. Такой подход Вашингтона к совещаниям в верхах особенно четко оформился при нынешней республиканской администрации, представляющей интересы наиболее агрессивного крыла американского империализма.

Белый дом решил уменьшить собственный риск, откровенно переложив значительную тяжесть инфляционного бремени на союзников. Через федеральную резервную систему и другие каналы Вашингтон стал проводить такую финансовую политику, которая взвинтила процентную ставку в Соединенных Штатах до беспримерно высокого уровня. Она как некая космическая "черная дыра" стала притягивать из-за рубежа огромные валютно- финансовые средства, исчисляемые ежемесячно многими миллиардами долларов. Это не только уже ряд лет искусственно поддерживает курс американской валюты и подрывает иностранные валюты, но и перекачивает в Соединенные Штаты капиталы из-за рубежа, особенно из Западной Европы, столь необходимые партнерам США для оздоровления собственной экономики.

Высокая процентная ставка в США и хаотические колебания курсов валют, усугубляющие кризис за пределами Соединенных Штатов, были главными камнями преткновения уже на предыдущей встрече западных лидеров, которая проходила год назад в Версале. Эти же вопросы оказались в центре внимания и нынешнего совещания в Вильямсберге. Но если год назад Вашингтон еще считал необходимым лавировать и давать посулы, то теперь он пошел напролом. Практически он не дал союзникам никаких обещаний относительно возможностей сокращения своего бюджетного дефицита и существенного снижения процентной ставки. Тем самым Вашингтон подтвердил намерение и впредь заставлять союзников оплачивать значительную часть его глобальных имперских амбиций.

В АМЕРИКАНСКОЙ УПРЯЖКЕ

Все экономические проблемы капитализма стараниями Вашингтона померкли в Вильямсберге перед требованиями США к союзникам сплотиться для ведения "экономической войны" против СССР и других стран социалистического содружества. Несмотря на разного рода оговорки Лондона, Оттавы и Парижа относительно полезности развития торговли со странами социализма, Вашингтон настоял на включении в экономическую декларацию встречи такой формулы, которая увязывает торгово-экономические отношения Восток - Запад с пресловутыми "интересами безопасности" натовских стран. За этим кроется намерение Вашингтона и дальше оказывать нажим на партнеров с целью нарушения их деловых связей с социалистическими странами.

Оценивая итоги встречи в Вильямсберге, газета итальянских деловых кругов "Оре 12", например, пишет: "Рейган не пошел пи на какие уступки, а в обмен добился заверений своих партнеров относительно размещения в Западной Европе новых американских ядерных ракет. Что же касается множества проблем, одолевающих западный мир, то они остались нерешенными".

О полном перерождении западных встреч на высшем уровне из экономического форума в политическое орудие оголтелой реакции засвидетельствовало принятое здесь впервые совместное заявление по военно-политическим вопросам. В нем сделан упор на то, чтобы "сохранить достаточную военную мощь", то есть продолжать наращивание арсеналов и развертывание новых видов оружия, в том числе в Европе. Причем под предлогом постоянного участия Японии в экономических совещаниях на высшем уровне эта страна также оказалась опасно втянутой в обсуждение проблем Североатлантического блока, членом которого она не является.

Таким образом, Вильямсберг еще глубже закопал надежды тех, кто в 1975 г. связывал с экономическими встречами в верхах возможность обуздания "слепых сил" рыночного хозяйства. Мало того, он еще больше затруднил перспективу усмирения таких сил, поставив на пер вое место военно-стратегические цели американского империализма.

* * *

ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА представляет собой плату за вклад в банк. Чем выше процентная ставка, тем больше сумма, выплачиваемая банком вкладчику капитала.

За годы правления Рейгана проценты на вклады в Соединенных Штатах возросли в 2 - 3 раза и оказались значительно выше, чем в Западной Европе и Японии. Таким образом, если в США действует ставка 15 проц., а во Франции, например, 10 проц., то французский обладатель 100 млн. франков, естественно, предпочитает обратить их в доллары и поместить на долларовый вклад в США, чтобы заработать на разнице процентных ставок 5 млн. франков.

Повышенная доходность долларовых вкладов в США и других международных финансовых центрах укрепляет курс доллара, ослабляет валюты западноевропейских стран и Японии и подхлестывает в этих регионах инфляцию.

Б. РАЧКОВ, кандидат экономических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно