СРЕДИ бытующих на Западе, и особенно в США, мифов одним из основных является миф о том, что расширение военного производства помогает решению острых экономических и социальных проблем общества.
В известном романе Курта Воннегута "Бойня номер пять" есть выразительный персонаж - американский солдат, который, попав в немецкий концлагерь, повторяет: "Это еще ничего, ребята... Во время Великой депрессии было похуже". Действительно, мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг., называемый в Америке Великой депрессией, оставил более глубокий и тяжелый след в национальной памяти американцев, чем вторая мировая война.
Из опыта второй мировой войны американские бизнесмены, а под влиянием милитаристской пропаганды и многие рядовые американцы, сделали вывод о том, что условия войны могут быть с успехом использованы • интересах наживы. С тех пор каждый рывок Соединенных Штатов в гонке вооружений - при Трумэне в начале 50-х гг., при Кеннеди и Джонсоне десятилетие спустя, при Картере и Рейгане в последние годы - сопровождался не только кампанией запугивания населения "советской угрозой", но и более актуальным для трудящихся экономическим доводом, будто рост американской военной машины им выгоден.
МИЛИТАРИЗАЦИЯ - ПРОСТЕЙШИЙ ВЫХОД ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА?
В последние годы американские компании теряют конкурентные позиции на мировых рынках. Автомобильная, судостроительная, сталелитейная, электронная, аэрокосмическая промышленность, которые составляют саму основу индустриальной мощи США, постепенно приходят в упадок: устаревает техническая база, снижаются производительность труда и нормы прибыли. В этих условиях для многих фирм новые крупные военные заказы выглядят как более простой и быстрый способ выживания и обогащения, чем перестройка и модернизация производства невоенной продукции. Например, одна из крупнейших автомобильных компаний США, "Крайслер", избежала в последние годы неминуемого банкротства главным образом благодаря тому, что получила от "Пентагона контракт в размере 19 млрд. долл. на производство нового танка ХМ-1. Если автомобильное производство "Крайслера" в последнее время убыточно, то производство танков приносит компании прибыль в 78%. В целом же по стране нормы прибыли в военном производстве превышают соответствующие показатели гражданской промышленности в среднем в четыре раза.
Фальсифицируя суть глубинных процессов капиталистического производства, правящая верхушка рекламирует некоторое увеличение числа занятых в военном производстве, таким образом спекулируя на самой острой социальной проблеме США - безработице. Пентагон обещает, что выполнение программы перевооружения обеспечит работой дополнительно 1,35 млн. человек.
Но ведь хорошо известно, что каждый миллиард долларов, вложенный в военную машину, создает меньше рабочих мест, чем такой же миллиард, израсходованный в гражданском секторе экономики (см. подробнее "Аргументы и факты" за 1982 г. N 39, с. 24). Современное военное производство, создающее главным образом технически сложные системы оружия, нуждается в сравнительно немногочисленной высококвалифицированной рабочей силе, тогда как от безработицы страдают прежде всего люди с низкой квалификацией.
МЕХАНИЗМ ОГРАБЛЕНИЯ
Милитаризм, будучи выгоден части господствующего класса, истощает страну, подтачивает ее экономику, оборачивается дополнительными тяготами для трудящихся, включая, как это ни парадоксально, и тех, кто производит ракеты, танки или подводные лодки.
Самый прямой и открытый ущерб трудящимся милитаризм наносит через государственный -бюджет. Два с лишним триллиона долларов, которые умножат прибыли производителей оружия, будут отмяты у американского народа. Политика Рейгана обнажила этот механизм с редкостной откровенностью. Для того, чтобы оплатить перевооружение, на десятки миллиардов долларов сокращаются федеральные расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, переподготовку рабочей силы, страхование по безработице. Между тем эти традиционные социальные ассигнования, добиться которых американскому рабочему движению удалось в свое время лишь в результате ожесточенных классовых битв, жизненно необходимы трудящимся, большинству американского общества, а для тридцати миллионов бедняков они - вопрос выживания.
Одновременно Пентагон грабит американское общество через механизм налогообложения.
70% американцев отдают военному ведомству в виде налогов больше, чем "получают" от него, когда оно оплачивает военные заказы, тратит деньги на обслуживание военного персонала и т. д.
В среднем каждая семья теряет в год около двух тысяч долларов.
Третий метод ограбления - инфляция. Милитаризация экономики не единственная, но весьма важная причина ускоряющегося роста цен, Военно-промышленный комплекс паразитирует на экономике.
Закупая военную технику, государство непроизводительно расходует средства - за исключением той доли военной продукции, которую удастся продать за границу, - расходы государства на военные закупки не вернутся в экономику.
Не внесут в экономику производительного вклада и миллионы военнослужащих и гражданского персонала, работающего в системе военного ведомства.
Государство покрывает эти расходы с помощью печатного станка. В экономику впрыскиваются деньги без соответствующего увеличения предложения товаров: в результате неизбежно повышается общий уровень цен.
Гонка вооружений оказывает инфляционное воздействие на экономику и другими способами. Пожирая огромные ресурсы, военно-промышленный комплекс содействует завышению цен на рынках энергоресурсов (Пентагон тратит в год больше нефтепродуктов, чем вся Индия), ценных видов сырья, удорожает стоимость ссудных капиталов. Наконец, мощный генератор инфляции действует внутри военной промышленности: ее фирмы, огражденные от конкуренции, беспрепятственно завышают издержки производства, списывают убытки за счет государства, а значит, в конечном счете за счет трудящихся.
СДВИГ В НАСТРОЕНИЯХ АМЕРИКАНЦЕВ
Налицо все больше признаков того, что старый миф "война приносит процветание" утрачивает свое влияние на умы американцев. Два основных профсоюза, представляющих интересы рабочих военных заводов - Межнациональная ассоциация механиков и Объединенный профсоюз рабочих автомобильной и аэрокосмической промышленности, - принимают самое активное участке в кампании против гонки вооружений, за перевод военной экономики на мирные рельсы. Это полная противоположность традиционной позиции американских профсоюзных лидеров в данном вопросе.
Характерный сдвиг в настроениях американцев фиксируют опросы общественного мнения: в 1982 г. количество сторонников сокращения военных расходов вновь превысило количество сторонников их увеличения, т. е. окончился пятилетний период преобладания настроений в пользу усиления гонки вооружений. В американском обществе растет понимание того, что гонка вооружений, принося баснословные прибыли "фабрикантам смерти", выступает как особая форма социального угнетения трудящихся.
С. ПЛЕХАНОВ, кандидат исторических наук