В "АиФ" N 19 был опубликован материал "Лицензионная пластинка. Какой ей быть?", в котором шла речь о проблемах выпуска лицензионных дисков в нашей стране. Читатели в своих письмах, пришедших по поводу этой статьи, просят продолжить разговор. Сегодня мы публикуем беседу нашего корреспондента Н. Солдатенкова с генеральным директором фирмы "Мелодия" В. СУХОРАДО.
- Валерий Васильевич, что является основным в сегодняшней работе фирмы "Мелодия"?
- Учет конкретных пожеланий слушателей, более внимательное отношение к их запросам. Для этого мы создали у себя отделы конъюнктуры и рекламы, ведь без знания того, что хочет сегодня современный любитель музыки, невозможно работать. А он хочет многого, ведь возрастные границы очень широки - от самых маленьких до людей преклонного возраста. Нельзя работать и без рекламы: новая пластинка не дойдет до слушателя, если он не будет обладать информацией о ней.
- Комиссия фирмы "Мелодия" определяет, пластинку какого именно исполнителя закупать за рубежом, а также ее тираж. Что при этом учитывается?
- Конечно же, в первую очередь культурная и идеологическая ценность пластинки. Бывает, что талантливый певец придерживается открыто антисоветских взглядов или в своих песнях пропагандирует секс, насилие. Это для нас неприемлемо. Немалую роль играет и цена конкретной пластинки, часто довольно высокая.
- Вы говорите о культурной ценности, А кто, скажем, обладает большей ценностью: "Модерн токинг" или Стиви Уандер? Ведь в письмах большинство ребят жалуются на отсутствие пластинок действительно талантливых и прогрессивных музыкантов типа Уандера.
- Да, но такое же множество писем приходит и от поклонников развлекательной музыки типа "Модерн токинг", и мы должны удовлетворять и их просьбы. Стиви Уандер действительно талантлив, но ту цену, которую он просит за пластинки, мы не можем дать.
- Чего, на ваш взгляд, не хватает советскому року сегодня?
- Многого. Этот вид современной музыки имеет право на жизнь, но им необходимо серьезно заниматься. Нашим ребятам не хватает помощи профессионалов: звукорежиссеров, хореографов, светотехников. Вы посмотрите: выступает западная рок-звезда, допустим, Элтон Джон - он поет и играет один, а обслуживающий персонал - человек тридцать. А у нас - гитарист сам настраивает, сам пробует и сам бежит в зал - послушать, как звучит. А как наши музыканты держатся на сцене?! Но это тоже искусство, и ему нужно учиться. Ведь исполнителей классической музыки у нас воспитывают с самого детства, под руководством опытнейших педагогов. Кто в эстраде с ними занимается? Никто.
А в принципе я отношусь к року как к моде. Нельзя сравнивать Чайковского и какую-нибудь рок-группу. Но и отрицать рок нельзя. Сегодня крайне важен вопрос музыкальной грамотности, пусть даже элементарных знаний современной музыкальной культуры. Без этого нельзя. Пусть молодые любят рок, но пусть и знают его. Но не только рок, а то мы как бы замкнулись на нем. Молодежь почти не интересуется народной и классической музыкой, а ведь это истоки всей современной музыки.
Надо учиться знакомить с ней, подавать по-новому. Я свою дочь, что называется, на аркане не мог затащить на концерт в консерваторию. А теперь ее оттуда не могу вытащить. Сегодня среди молодых есть такие, кто отлично исполняет классические произведения, например группы "Индекс 398", "Эрмитаж".
- Расскажите, как идет отбор советских рок-групп для записи?
- Материал любой группы Принимает комиссия. Популярность, конечно, учитывается, но не является определяющим фактором. Причем обсуждение носит открытый характер.
Сегодня мы ни с кем не отказываемся работать. Именно работать. Только приносите материал.
- Молодые жалуются на малые тиражи пластинок даже отечественных эстрадных исполнителей.
- Не могу с этим согласиться. Сегодня повторный тираж подобной продукции составляет около 75%, иногда даже в ущерб всему остальному. Хотя, конечно, определенные недостатки есть. Например, некоторые пластинки выходят с большим опозданием. Но виновата в этом не "Мелодия", а нынешняя тиражная политика. Дело в том, что первый тираж какой-либо пластинки не должен превышать 5% от всего тиража выпускаемых в год пластинок (около 6 тыс. штук). Только после того, как он разойдется, торговля решит, каким будет следующий тираж. Таким образом, пока пластинка дойдет до покупателя - пройдут не месяцы, а годы.
Вот пример. Мы сегодня получаем повторный заказ на выпуск сборника "С Новым 1983 годом!". Абсурд! В то же время как торговля может учитывать спрос, если пластинка до сих пор приравнивается к товарам культурно- бытового и хозяйственного назначения, к ней относятся как к гвоздям, утюгам?
- Еще один вопрос: существует определенное мнение, что певцы и музыканты получают огромные деньги, в частности, за запись пластинок, так ли это?
- Исполнители у нас получают по 9 руб. за минуту записи. А эта минута порой готовится всю жизнь. А. Пугачева иногда по двадцать раз переписывает одну фразу.
В принципе, такое положение - неправильно. Например, в других социалистических странах вознаграждение исполнителей зависит еще и от тиража. А в США деньги за пластинку получают все, вплоть до фотографа, грузчиков и уборщиц студии. Оформление конвертов пластинок - тоже искусство. Хотя у нас оформительский уровень возрос, художник, как и много лет назад, получает гонорар в 50 - 70 руб.
* * *
ОТ РЕДАКЦИИ
Споры вокруг пластинки не утихают на протяжении последних 15 - 20 лет, и неизвестно, когда они прекратятся. В центре внимания неизменно оказывается фирма "Мелодия", именно ей предъявляют различные претензии любители музыки, критикуя за низкое качество продукции, нерасторопность и т. д.
Винить во всех грехах одну лишь "Мелодию" было бы неправильно. Ведь для такой огромной страны, как наша, одной фирмы явно недостаточно (к примеру, в Чехословакии их три, а в США - свыше двухсот).
Далее, как это ни покажется странным, у нас катастрофически мало пластинок новых, действительно самобытных исполнителей. Значит, нужно менять принципы отбора.
Словом, проблем как старых, так и новых предостаточно. Ясно одно: они должны решаться, и решаться без промедления.