В ПОЛИТИЧЕСКОЙ жизни Европы вторая неделя сентября была отмечена событием, о возможности которого впервые заговорили шесть лет назад, когда бывший в то время канцлером ФРГ Г. Шмидт, находясь с визитом в ГДР, пригласил Генерального секретаря СЕПГ, Председателя Государственного совета ГДР Э. Хонеккера нанести ответный визит в ФРГ. За время, прошедшее с тех пор, посещение ФРГ Э. Хонеккером дважды планировалось и дважды откладывалось. Западные средства массовой информации причиной того, что ни та, ни другая поездка не состоялась, называли позицию СССР, который якобы "запретил" Генеральному секретарю СЕПГ поездки в Западную Германию, опасаясь, что "политика разумного диалога", проводимая ГДР в отношении ФРГ, будет контрастировать с "политикой конфронтации", будто бы проводимой Советским Союзом в отношении США.
На самом же деле - и это признают наиболее реалистично мыслящие западногерманские исследователи - визиту препятствовали совсем иные обстоятельства, а именно: провокационные выпады реакционных сил ФРГ накануне намечавшихся сроков визита, а также отсутствие готовности в то время со стороны ФРГ обеспечить необходимые протокольно-политические условия проведения этого официального визита главы другого германского государства.
С учетом реальности
Взаимоотношения ГДР и ФРГ всегда были одной из самых сложных политических проблем, как в рамках Центральной Европы, так и в масштабе отношений Восток - Запад. Факт образования в 1949 г. двух немецких государств определенные круги за Эльбой до сих пор воспринимают как историческое недоразумение и всячески дают понять, что оно должно быть преодолено. Правда, в последнее время руководство ФРГ свою политическую цель - "восстановление государственного единства Германии" - трактует как стремление пока сохранить "единство нации" и обеспечить "межгражданские связи". Однако значение этих терминов все то же, поскольку для ФРГ "воссоединение Германии" по сути является конституционно-правовым постулатом. Согласно конституции Федеративной Республики Германии, ФРГ и ГДР - это части продолжающегося существовать "единого германского государства". И ГДР, таким образом, якобы входит в состав "Германии" и не является для ФРГ заграницей.
Позиция же Германской Демократической Республики в вопросе отношений двух немецких государств определяется требованием полного международно-правового признания ГДР, что означало бы по существу окончательный отказ ФРГ от идеи "воссоединения". ГДР основывается при этом на таких исторических реалиях, как:
- "германский рейх" прекратил существование в 1945 г.;
- на территории бывшего "рейха" возникло два самостоятельных немецких государства, суверенных и независимых друг от друга, имеющих противоположный общественный строй и входящих в различные военно- политические союзы;
- социализм и капитализм не могут быть объединены, "как не могут соединиться огонь и вода";
- существование ГДР и ФРГ необходимо для обеспечения стабильности и мира в Европе;
- "германский вопрос" поэтому закрыт и полностью снят с повестки дня, а главной задачей двух германских государств является недопущение возникновения с немецкой земли новой войны.
Именно нежелание правительства ФРГ признать эти очевидные реальности является, по мнению ГДР, основным препятствием развитию добрососедских отношений между двумя государствами.
Между тем правительство ФРГ, как это показали переговоры Э. Хонеккера с руководством Западной Германии во время его визита в эту страну, продолжает настаивать на своем, утверждая, что требования ГДР являются необоснованными.
Рассмотрим лишь некоторые из них и попробуем разобраться, так ли это?
Справедливые требования
Первоочередным требованием является признание и уважение государственного гражданства ГДР. Согласно нормам международного права, все страны должны уважать гражданство другой страны, и ни одна страна не может распоряжаться чужим гражданством. Казалось бы, ясно, что эта норма должна применяться и в отношениях между ГДР и ФРГ, тем более что в Договоре об основах отношений между ними 1972 г., в частности, зафиксировано, что ни одно из немецких государств не может представлять другое на международной арене и выступать там от его имени.
Однако ФРГ, ссылаясь на ст. 116 своей конституции, где записано, что ее гражданами являются "все немцы", распространяет "германское гражданство" и на жителей ГДР. Им, например, предлагается пользоваться на территории ФРГ всеми правами граждан этой страны и нести все предписанные им обязанности. Правительство ФРГ также считает себя уполномоченным защищать права граждан ГДР за рубежом.
Последовательным и принципиальным является требование ГДР прекратить деятельность так называемого "ведомства по учету" и распустить его. Это учреждение было создано в ФРГ в 1961 г. Его основная задача - собирать данные о "нарушении прав человека" в ГДР, т. е. фиксировать все действия официальных органов ГДР, которые Бонну кажутся незаконными, и возбуждать против соответствующих представителей властей ГДР уголовные дела. Как отмечает западногерманская печать, с 1961 по 1984 г. "ведомство" завело таким образом 31 тыс. следственных дел против граждан ГДР.
Недопустимость подобных действий в отношении суверенного государства осознают даже в самой ФРГ. Так, видный деятель СДПГ В. Герхард называет "ведомство" "реликтом времен холодной войны". Однако реакционные западногерманские круги продолжают "не замечать" противоправный характер деятельности "ведомства".
Этот краткий анализ различий во взглядах ГДР и ФРГ на их взаимоотношения дает, как нам кажется, представление о тех серьезных препятствиях, которые существуют в деле нормализации этих взаимоотношений. Тем не менее это отнюдь не означает, что два немецких государства не могут мирно сосуществовать и искать пути улучшения отношений друг с другом, исходя из реальностей, сложившихся в результате второй мировой войны и послевоенного развития Европы. Именно в этом заключается позиция ГДР, неоднократно высказанная ее руководителями ранее и еще раз подтвержденная Э. Хонеккером во время его визита в ФРГ.
И подтверждением справедливости ее является визит руководителя ГДР в ФРГ, который, несомненно, стал шагом вперед в деле нормализации отношений между двумя государствами и который также можно рассматривать как стабилизирующий фактор отношений между Востоком и Западом в целом.