Примерное время чтения: 3 минуты
97

"Ирангейт" - показатель общественного здоровья?

Не является ли "ирангейт" показателем высокой нравственности и чувствительности американского общества к нарушениям законности?

А. Панкратов, Минск, и др.

ДЛЯ ОТВЕТА ВАЖНО УЯСНИТЬ три вещи: роль общественности во всем этом деле, ее реакцию на него и, наконец, возможные последствия.

Еще в 1982 г. журнал "Ньюсуик" провел своеобразное социологическое исследование по следам "Уотергейта". На вопрос, могут ли повториться злоупотребления президентской властью, 53% опрошенных ответили утвердительно. Казалось бы, общественность, во всяком случае наиболее активная ее часть, должна была не терять бдительности. Однако сообщения - их было немало - о поставках оружия Ирану, что явно шло вразрез с законом, пропускались мимо ушей. Последнее такое сообщение было почти накануне скандала и передавалось по каналам одной из крупнейших телекорпораций - Эй-би-си. Никакой реакции, хотя назывались даже маршруты судов с запретным грузом. И только публикация в маленьком ливанском журнале была вдруг замечена и вызвала взрыв. Очень похоже на то, что дело режиссировали, и уж, конечно, не граждане, обеспокоенные недобросовестностью правительства.

Существуют разные толкования мотивов столь неожиданной атаки на Р. Резана: соперничество политических партий, недовольство части правящей элиты (особенно законодателей) чрезмерным усилением исполнительной власти, желание ультраправых и военно-промышленного комплекса, напуганных Рейкьявиком, связать руки президенту на будущее... Но никто пока не называл первопричиной "ирангейта" несоответствие поведения правительства нормам общественной морали.

А что, собственно, нового открыла афера "Иран - контрас" американцам? Что их руководители способны нарушать законы? Но "Уотергейт" в этом смысле был куда большим откровением. Что они могут лгать? Так ведь за несколько дней до скандала газета "Нью-Йорк таймс" и телекомпания Си- би-эс провели опрос, показавший: только 1% граждан США считает, что администрация всегда говорит правду, вдевятеро больше - что всегда лжет, а 53% сошлись на том, что их не обманывают лишь "в некоторых случаях".

Результаты одного из последних опросов: правдивыми заверения президента считают менее трети американцев, и вместе с тем одобряют его деятельность - половина, то есть больше, чем тогда, когда скандал только разгорался.

В 1974 г. за отставку президента высказывались две трети граждан, а сейчас - только четверть.

Итак, закон нарушен - это признано всеми, кто вел следствие. Наказание будет минимальным - это очевидно. Доля американцев, готовых смириться с тем, что их обводят вокруг пальца, увеличилась - об этом говорят опросы. Можно ли все это счесть симптомами общественного здоровья?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно