Из поездки в США возвратилась группа советских преподавателей, которые в течение семестра вели занятия в различных американских университетах. Наш корреспондент Д. Макаров встретился с заведующим кафедрой Киевского университета профессором В. А. КУДИНЫМ и попросил его рассказать о своей поездке.
В. К. Обмен преподавателями между нашими страна ми ведется уже давно, но впервые за всю историю такого обмена в США приехали представители общественных наук. Мне довелось работать в университете города Остин, столице штата Техас, где я читал курс по Современной советской культу ре группе учащихся разных факультетов, интересующихся жизнью в Советском Союзе. Кроме того, меня попросили прочитать курс для аспирантов по теории социалистического реализма. И, наконец, дважды в неделю организовывался т. н. свободный разговор, на который приходили все желающие.
КОРР. Какова была тематика этих бесед?
В. К. Самая разнообразная. В основном разговор шел о проблемах перестройки нашего общества, о гласности. Много вопросов задавали о нашем уровне жизни в сравнении с американским. Приходилось преодолевать превратные представления о нас, навеянные буржуазной пропагандой, объяснять, например, что нельзя напрямую сравнивать уровень средней зарплаты в США и у нас. Если учитывать общественные фонды потребления в СССР, тогда разрыв уже далеко не так велик. Во всех ответах я стремился к максимальной правде, поскольку убежден, что подлинные факты нашей жизни и есть лучшая форма аргументации.
КОРР. Как принимали вас в США?
В. К. Прежде всего мне и моим коллегам, работавшим в других университетах, понравилась организация нашей работы, доброжелательное отношение к нам со стороны руководства университетов, нас принимавших. О студентах и говорить нечего: временами я просто забывал, что стою не перед студентами родного Киевского университета, а университета в Остине. Хорошие ребята с открытыми лицами. И вспоминая не столь уж далекое от нас прошлое, трудно было представить себе, что в свое время молодые американцы могли творить насилие на вьетнамской земле.
КОРР. Каков уровень их знаний о нас?
В. К. На мой взгляд, информация о нашей стране страдает однобокостью и недостаточностью. И виноваты в этом средства массовой информации. Окажем, для моих студентов было открытием, что у нас не платят за учебу. В Техасском университете, который считается в США самым дешевым, плата за учебный год составляет 1 тыс. долл. В других, более престижных учебных заведениях она достигает 16 - 18 тыс. долл.
Не знают американские студенты, например, и того факта, что у нас иногородним студентам предоставляется общежитие, тогда как в США студенты вынуждены снимать жилье, кооперируясь по нескольку человек, так как самая дешевая квартира стоит примерно 500 долл. в месяц. Вообще если сравнивать студенческую жизнь в СССР и в Америке, то у нас все по-иному. У нас, как правило, мамы, папы кормят, за учебу и общежитие платить не надо, словом, только учись. Из моей же группы студентов в США только двум помогали платить за учебу родители, остальные должны были работать, чтобы оплатить свои расходы на образование.
В США нет такого понятия - "вечерний факультет", обучение только дневное, а работают студенты по вечерам официантами, ночными портье в гостиницах, мойщиками посуды. В месяц они зарабатывают по 300 - 400 долл. Конечно, помощь извне все равно требуется, ну а те, кому помогать некому, стараются побольше заработать летом в туристский сезон.
Поэтому, когда я рассказывал американцам, что у нас студенты платят за общежитие символические 1,5 - 3 руб. в месяц, удивлению не было предела. Это фантастика, говорили они, когда студент может по-настоящему учиться, ни на что не отвлекаясь.
КОРР. А каковы их знания о нашей культуре?
В. К. Планируя еще в Киеве свой курс, я думал, что буду читать обобщающие лекции по советской культуре, рассматривать теоретические, философские вопросы. Но по приезде в Остин выяснилось, что мои новые студенты практически не знают нашей современной литературы, живописи, кино. Поэтому мне пришлось перестраивать программу на ходу и рассказывать о чисто конкретных произведениях советского искусства.
КОРР. Что, по-вашему, можно было бы позаимствовать в системе высшей школы США?
В. К. Мне, как научному работнику и преподавателю, понравилась хорошая организация библиотечного дела в Америке. Речь идет о полной компьютеризации всех библиотек. Исчезла необходимость в огромных каталогах, которые приходится часами перерывать в поисках нужной книги. Запрашивая компьютер, можно в течение минуты выяснить, что есть в данной библиотеке по интересующему вас вопросу, с указанием, где, на какой полке искать нужную книгу. Более того, компьютер может запросить о наличии интересующей вас литературы в других библиотеках, входящих в эту систему.
Работая в библиотеке Техасского университета, я за 4 дня составил для студентов пособие объемом в 400 страниц и издал его тиражом в 25 экземпляров. Кому-то эта история может показаться фантастичной, но тогда это было фантастикой для меня.
Пользуясь случаем, я хочу сказать следующее. Сейчас заканчивается строительство нового здания библиотеки АН УССР. Это дает уникальную возможность компьютеризировать ее при переезде с гораздо меньшими затратами и усилиями, чем когда книги встанут на полки. Тем самым мы сэкономим больше времени для творческой работы.
КОРР. Значит, по-вашему, нам есть чему поучиться у американцев?
В. К. Думаю, что да. И не надо бояться этого. Сами американцы не стесняются брать на вооружение все лучшее в мире и использовать у себя.
И мне было и приятно, и обидно узнать, что в компьютеризации библиотек в США были использованы открытия Института кибернетики АН УССР и, в частности, его организатора и руководителя академика В. М. Глушкова. Открытия делаем мы, а применяют их другие, у нас же порой наши открытия не внедряются, и приходится покупать их в уже "овеществленном" виде в более расторопных странах.
КОРР. Похожи ли реальные Техас и техасцы на то, что мы читаем в печати или видим в кино?
Е. К. Увы, и американская, и наша журналистика грешат однобокостью. Для многих Техас - это прежде всего ковбои, жестокие, сильные, поминутно стреляющие и скачущие на конях. В формировании такого представления о Техасе немало, конечно, сделал Голливуд. Наши же журналисты больше писали о нефтяных магнатах вроде Ханта или Хьюза, об их влиянии на политику, чем о средних американцах, живущих в Техасе. А их, прежде всего, отличает большое трудолюбие, поэтому этот штат - один из богатейших в США. По характеру техасцы очень приветливые люди. По традиции, в Техасе, даже в таком городе, как Остин с населением порядка 400 тыс. человек, на улицах принято здороваться со всеми встречными, точно как у нас в деревнях. Подобной нашей толчеи нет ни в городском транспорте, ни в магазинах.
Мне кажется, нашим журналистам нужно больше писать и об этих сторонах жизни в США.
КОРР. Что еще, по-вашему, мешает улучшению взаимопонимания между нашими народа ми?
В. К. Прежде всего слабое пока еще взаимное проникновение наших культур. Так, американцы плохо знают наши фильмы. Это, мне кажется, легко поправить. Сейчас век видеомагнитофонов. Нужно переписывать наши фильмы на видеокассеты, снабжать их титрами, и. я уверен, американцы будут покупать их. Находясь в Остине, я выписал напрокат из Сан-Франциско, где есть богатая видеотека, ряд наших фильмов и организовал своего рода фестиваль. Так вот: американцы плакали, когда смотрели "Балладу о солдате", "В бой идут одни старики". Фестиваль произвел столь большое впечатление, что университет купил все взятые мной напрокат фильмы. С другой стороны, серьезный американский кинематограф тоже пока еще мало проникает на наш экран.
КОРР. Некоторые американские советологи утверждают, что СССР и США "обречены" на вечную вражду и соперничество. Так ли это?
В. К. Из своей поездки я вынес глубочайшее убеждение, что наши страны могут и должны иметь не только хорошие отношения, но и дружеские. Я понимаю, что нас разделяют десятилетия конфронтации, что есть влиятельные силы, препятствующие сближению. Но миллионы простых людей в США хотят жить в мире с нами.
К сожалению, так думают не все. Я был свидетелем выступления спикера палаты представителей конгресса Дж. Райта. Он рассказал о своей поездке в СССР, о встрече с М. С. Горбачевым, другими советскими людьми, и высказал убеждение, что СССР - это страна, которая требует к себе большого уважения, и что США необходимо добиваться большего взаимопонимания. Но тут же Райт сказал, что США должны быть сильнее и всегда быть "готовыми к отпору любых враждебных действий со стороны Советов".
Я думаю, что преодолеть такую вот негативную позицию можно лишь неустанным поиском новых путей к взаимопониманию. И главный из них лежит, как мне кажется, не только и не столько в области официальных контактов, сколько в неформальном общении людей самых разных профессий и социальных статусов.