В дни XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов мы опубликовали на страницах нашего еженедельника беседу с молодым американским рабочим (см. "АиФ", 1981, N 32). Судя по многочисленным откликам читателей, они заинтересовались "живым, конкретным разговором" о жизни в США.
Сегодня мы публикуем интервью нашего корреспондента А. Мещерского с Ричардом КОЭНОМ, молодым американским учителем.
КОРР. Ричард, пожалуйста, несколько слов о себе.
КОЭН. Я выпускник Висконсинского университета в Милуоки, имею степень бакалавра по истории. Учился четыре года, я бы сказал, трудных года, так как все время приходилось подрабатывать, чтобы заплатить, за обучение.
КОРР. Вы разве не получали стипендию?
КОЭН. Я - нет. Вообще, очень немногие студенты нашего университета получали так называемую финансовую помощь. Кстати, при Рейгане ее значительно сократили. Большинство же прибегает к кредитам, чтобы заплатить за обучение.
КОРР. А во сколько обошлось вам обучение в университете?
КОЭН. Университет в Милуоки - это учебное заведение штата Висконсин, и управляется он властями штата. Так что обучение в нем значительно дешевле, чем в частных университетах и даже чем в университетах некоторых других штатов. В этом отношении мне повезло. За семестр я платил 700 долларов, то есть 1400 долларов в год. В других штатах эта цифра в 2 - 3 раза выше,
КОРР. Но если вы не получали той финансовой помощи, о которой вы говорите, то как вы оплачивали обучение?
КОЭН. Я получил кредит на 5000 долларов. Правда выплачивать приходится уже 7000, с учетом банковского процента. Это особенно тяжело в первые годы работы, когда зарплата слишком мала (ведь многие молодые учителя, как и я, заняты неполный рабочий день). Вместо того чтобы уделять все внимание ученикам, стараться найти с ними общий язык приходится ломать голову над тем, как погасить кредит. Может быть, через год я буду работать на полную ставку, тогда будет полегче. А каково моему брату? Он окончил медицинский факультет и теперь должен по федеральным кредитам 40000 долларов. Так что выплата кредитов для него растянется на многие годы.
КОРР. А почему вы работаете неполный день?
КОЭН. Я преподаю испанский язык в средней школе по 2 - 3 часа в день. Это вместо полного восьмичасового рабочего дня. Конечно, я бы с удовольствием работал на полную ставку, но такой возможности нет. Кстати эта ситуация типична для многих в Америке. Прежде чем принять на работу, часто предлагают начать с неполного рабочего дня, а это значит, что не имеешь права даже на страхование по болезни. А платят строго за количество отработанных часов, так что во время отпуска мне приходится подрабатывать таксистом.
КОРР. Скажите, Ричард, кто оплачивает ваши медицинские счета в случае болезни?
КОЭН. Я сам. Поэтому стараюсь не болеть. Конечно, можно получить страховой полис d частной страховой компании, но это дорого. Чем человек старше, тем больше взнос на страхование по болезни, так как с возрастом больше шансов заболеть. Но, несмотря на страховку, все равно приходится оплачивать самому часть расходов на медицинское обслуживание. Например, если вы обратились к зубному врачу, то первые несколько сот долларов (в зависимости от страхового соглашения) оплачиваете сами, а остальное - страховая компания.
КОРР. В какой школе вы работаете - частной или государственной?
КОЭН. В государственной, точнее, в школе, находящейся в ведении штата.
КОРР. Скажите, Ричард, есть ям разница в качестве обучения между частной и государственной школами?
КОЭН. Да, пожалуй, есть. В частной школе у учителей больше возможностей уделять внимание детям, так как классы не переполнены, как в государственной. Правда, за обучение в частной школе надо платить, и немало: от 1000 до 2000 долларов в год в зависимости от школы. Я лично сторонник государственных школ, мне кажется, что в них лучше атмосфера.
Частных школ больше в пригородах, куда переезжают люди обеспеченные, а в государственных школах классы переполнены, потому что принимают большее число детей чем на то рассчитана школа. Надеются, что не все будут посещать занятия, что многие отсеются. И вообще, к школе часто относятся как к заведению, которое должно лишь держать детей подальше от улицы. А то, что еще надо и учить, - дело второе.
Я начал преподавать в 6-х и 7-х классах, и что меня больше всего поразило, так это то, что были ученики, которые не знали, что предложение надо начинать писать с заглавной буквы, а в конце ставить точку. Некоторые читали с большим трудом. Представьте себе, как трудно учить иностранному языку детей, которые не знают и родного.
Я преподавал еще на курсах по обучению грамоте взрослых. Дело в том, что у нас в стране еще много неграмотных. Я думаю, что пора срочно принимать чрезвычайную программу по борьбе с неграмотностью в США. Правда, я сомневаюсь, что такая программа будет объявлена. Рейган сокращает расходы на социальные программы, для него важнее построить ракету МХ. А ты, учителя, выступаем с лозунгом: "Книги, а не бомбы".
КОРР. Ричард, мо ведь нам известно и о высочайшем уровне развития науки, техники в Америке, ее достижениях в этих областях.
КОЭН. Когда достижения науки находятся в руках корпораций, они используются в основном для извлечения прибыли. А им выгоднее делать бомбы, чем печатать книги. И они делают деньги на вооружениях. Хотя хорошо известно, что каждый доллар, вложенный в гражданское строительство, создает больше рабочих мест, чем в военном секторе.
КОРР. Действительно ли некоторые американские школьники носят оружие, как иногда об этом сообщают!
КОЭН. Помню, однажды на меня в 9-м классе навели пистолет. Да, некоторые американские школьники носят оружие. А знаете почему? Видимо, из-за ощущения, что ты - сам по себе, что ты сам должен заботиться о себе, так как никто другой этого не сделает. Только не подумайте, что вся американская молодежь такая. Большинство хочет вести нормальную жизнь, иметь семью, детей. А как не быть преступности в условиях массовой безработицы?
КОРР. Ричард, что знают американские школьники, студенты о Советском Союзе!
КОЭН. Очень немногое. Даже настолько мало, что большинство называет вашу страну не Советским Союзом, а Россией. И это не только студенты или школьники, но и многие преподаватели. Могу привести такой пример. Я уже говорил, что я работал на общественных началах в местном центре по обучению взрослых. Так вот, однажды я показал своему классу фотографию пионерского лагеря в СССР. Вы знаете, что мне сказали: "Это место, где из детишек готовят террористов". Тогда я спросил, знают ли они что-нибудь о Советском Союзе кроме отрицательного. И все молчали.
К сожалению, средства массовой информации у нас в частных руках, и поэтому публикуется то, что дает тиражи, прибыль, или то, что отвечает точке зрения владельцев прессы. Например, никто в США не напишет, что квартплата в Советском Союзе низкая и что она не повышалась несколько десятилетий. Зато пишут о том, что Рейган обуздал инфляцию, хотя она снизилась всего до 7% в год. Но 7% - это много, тем более если зарплата растет медленно. У нас в Милуоки есть автомобильный завод фирмы "Америкэн моторз". Так вот, недавно рабочим сказали: "Либо соглашайтесь на снижение заработной платы, либо мы закрываем завод". Такое уже было несколько лет назад, и рабочие были вынуждены согласиться. Кому хочется терять работу? Но на этот раз рабочие решили бороться до конца.
КОРР. Ричард, в случае увольнение рабочие получат пособие по безработице? Можно ли на него существовать?
КОЭН. Во-первых, оформить пособие - это большая волокита. У меня есть знакомые, которые ждали по 10 - 12 недель первых чеков. Во-вторых, пособие дают на полгода, максимум на год. А что дальше? Кстати, сейчас вокруг пособий по безработице идет большая борьба. Рейган и его люди называют эти пособия и другие выплаты нуждающимся "социализмом" и утверждают, что расходы на социальные нужды "вредят экономике".
Не думайте, что все эти пособия дались рабочим Америки так просто. Им пришлось долго за них бороться. И вообще, иногда существует какое-то превратное представление о США как о стране, которая лишь блещет своим богатством. Не знаю, есть ли в русском языке пословица: "Не все то золото, что блестит".
КОРР. Есть. У нас она заучит так же.
КОЭН. Многие не видят того, что делается внутри США, всей гнили, которая у нас есть, страданий людей. Вы знаете, что число самоубийств среди молодежи в США самое высокое в мире? А это ведь не от хорошей жизни. Есть молодые люди, которые дожили до 28 - 30 лет и никогда не имели работы.
Одна интересная деталь. Прошлым летом я встретил в нашем городе двух человек, которые раньше жили в Советском Союзе, а потом переехали в США, видимо надеясь на лучшую жизнь. Они стояли в длинной очереди за продовольственными талонами. Это значит, что у них нет никаких доходов. Что таков продовольственные талоны? Это - подачки тем, кому нечего есть. Эти люди стояли под палящим солнцем, в очереди из 500 - 600 человек, такие униженные, что на них было жалко смотреть. А когда-то у них в СССР была работа. Так что верно говорят, что не все то золото, что блестит.