Последнее время по радио и телевидению можно нередко услышать песни Александра Розенбаума. Насколько я помню, раньше они распространялись с помощью домашних магнитофонных записей, его творчество вызывало споры. У меня такой вопрос к редакции: скажите, как относиться к Розенбауму?
И. Петровичева, Калининская обл.
НА ВОПРОС читательницы можно было бы ответить коротко: слушайте и решайте сами, время оценок и признания только "сверху" проходит... Но, учитывая, что письмо не единственное в редакционной почте, да к тому же вокруг артистов, музыкантов существует немало слухов, мы решили попросить ответить на вопросы читателей самого автора и исполнителя песен А. РОЗЕНБАУМА.
"Розенбаум пишет песни о войне, о Ленинграде, об афганцах и в то же время - о погоде, о скакунах и т. п. Какое у него все-таки творческое кредо?"
(Л. Курякин, Смоленск)
А. Р. Я хочу, чтобы люди были добрее. Чтобы они были лишены чувства зависти, которая неимоверно калечит людей. Чтобы они делали свое дело честно - будь то солдат, футболист, токарь, дворник, академик...
Легче всего сказать: да, я вот делаю что-то, но я не виноват, что, скажем, товары у нас хуже, чем на Западе. Это не от меня зависит, это уж так у нас сложилось. А вот у них, мол, да-а! И все на уровне этих обывательских рассуждений заканчивается.
* * *
"В аннотации к пластинке А. Розенбаума "Мои дворы" М. Жванецкий пишет о том, что певцу предлагали сменить фамилию... Неужели это правда?"
(И. Игнатьев, Омск)
А. Р. Да, прямо так и предлагали. "Для моей же пользы", как говорили. Приятно, что у читателя этот факт вызывает неприятие, Но мы должны отдавать себе отчет в том, что у ряда людей еще имеются проявления антисемитизма, так же как и националистические завихрения у части евреев. К этим явлениям надо относиться серьезно: не замалчивать, а изучать, воздействовать - в том числе и через искусство.
* * *
"У вас была нужная, благородная профессия - врача, вы могли в ней совершенствоваться дальше, а вместо этого - выступления с гитарой, за которые не только хвалят... Зачем это надо? Может, из-за денег?"
(Л. Ермолова, Москва).
А. Р. Дело не в деньгах. За выступления на концертах, к слову, я получаю в среднем около 300 рублей в месяц. Вместе с гонорарами за пластинки и прочее будет около 500. Но на эти деньги приобретается одежда, реквизит, инструмент. Вот недавно хороший футляр для гитары друзья достали - он стоит 700 рублей, а без него в постоянных разъездах трудно сохранить инструмент. Я мог бы зарабатывать и больше, давая, скажем, по 2 - 3 концерта в день. Но тогда не останется времени для творчества.
Так что доходы мои по сравнению с работой врача на "скорой помощи", конечно, выросли. Но не это главное. Когда я шел на сцену, мне было за тридцать - уже состоявшийся человек. И мне это было нужно, чтобы получить возможность более активно выразить свое отношение к окружающей нас действительности.
* * *
"Как сам автор относится к песням известного одесского цикла? Это что, пережитое им или написанное на потребу невзыскательному вкусу?"
(С. Зайцев, Москва)
А. Р. Ни то и ни другое. Отношусь к этим песням как к части своего творчества. Я никогда не был уголовником, не родился на Молдаванке, не имел убогих родителей- алкоголиков. Рос я в нормальной советской семье. Мой отец прошел Великую Отечественную войну, член КПСС с 1942 г., мой дед погиб в 1937 г.
Песни так называемого "одесского цикла" - типичный городской, дворовый фольклор, которым увлекались в те годы очень многие. Они создавались как иллюстрации к произведениям И. Бабеля, исполнялись на студенческих вечерах и капустниках, где и были записаны на магнитофон, и пошли "гулять" по стране. Я их по-своему люблю, никогда от них не отрекался, это "дети мои".
* * *
"По-моему, зря Розенбаум бросил рок. С его голосом и темпераментом он бы классно выступал".
(Н. УгловскиЙ, 17 лет, Рязань)
А. Р. Было дело. Играл в рок-группе "Пульс", ансамблях "Шестеро молодых", "Поющие гитары". Но, кроме этого, играл и классику - окончил музыкальную школу и училище.
У нас в музыке много западного. И мы забыли свое - и в песнях, и в инструментах. А я хочу говорить с людьми на нашем, русском языке, играть на семиструнной гитаре. Но это не значит, что надо кого-то запрещать. Пусть будет три тысячи групп - со временем из них завоюют популярность десять талантливых, а из тысяч бардов останется пять, которые людям нужны. Ведь такие, как В. Высоцкий, не каждый день рождаются.
* * *
"Где-то прочитала, что Розенбаум написал свыше 500 песен. Те, что мне удалось слышать, покоряют своей искренностью, воспитывают патриотизм, любовь к Родине и ненависть к войне. Многие его стихи на самом деле "волнуют мысль и будоражат кровь", услышанные один раз, навсегда западают в душу. Я считаю, что они заслуживают быть изданными отдельным сборником. И чем быстрее, тем лучше. Чтобы не получилось, как с В. Высоцким, которому так и не удалось увидеть свой "Нерв" напечатанным".
(С. Ермилова, Днепропетровск).
А. Р. Написано действительно много. Ну, а почему не печатают, вопрос не ко мне, а к издателям.
* * *
"Слышал, что песни Розенбаума "бывшие" в Америке поют, Как же так?"
(без подписи).
А. Р. Слышал и я. Не знаю, что хотел этим сказать неподписавшийся читатель. Мое отношение? Могу сказать словами одной из последних моих песен "Наш ответ Чемберлену": "У нас у всех до дефицитов голод жуткий. Порою просто очень хочется кричать! Давайте честно! Мы вам мысли, а вы нам шмутки. И вам, и нам их просто некуда девать".
Беседу вела А. ГОРБАЧЕВА