Примерное время чтения: 7 минут
97

ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (29.01.1988)

В 1987 г. в нескольких номерах "АиФ" были опубликованы статьи и мнения авторитетных специалистов по юридическим вопросам и предстоящей судебно-правовой реформе.

"Казнить" или "помиловать"?

Немало откликов на эти материалы пришло от людей, выступающих против самой возможности смягчения наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом.

Многие из них считают, что лишь суровыми мерами и дальнейшим ужесточением ответственности можно бороться как с преступностью, так и со многими негативными явлениями.

"Безнаказанность порождает преступления, - пишет Л. Тарасова из Ангарска, - если сейчас преступников что-то сдерживает, то что начнется после отмены смертной казни? Я не кровожадная, нет! Но ведь если подумать хорошенько, какой нравственный ущерб наносят хотя бы новоявленные богатеи! Сколько человеческих душ они погубят вокруг себя?"

"Наш Уголовный кодекс слишком гуманен для преступников всех видов, - пишет читатель из Ташкента, приславший письмо без подписи. - Недавно я узнал, что в колониях отбывают наказания всевозможные воры, рецидивисты и прочие, имеющие по 12 судимостей. Так сколько же раз можно судить одного и того же преступника и какому перевоспитанию он может поддаться?

Необходимо ограничить количество судимостей до 4 - 5 раз, а после этого изолировать от общества пожизненно.

В. Яшин из Дедовска еще более категоричен:

"Людей, которые наносят большой материальный урон государству и честным труженикам, нужно считать врагами Советской власти и расстреливать".

Часть читателей предложила некую альтернативу суровому наказанию. Характерно в этом смысле письмо В. Охрименко из Москвы:

"С одной стороны, наши тюрьмы служат университетами для рецидивистов, где те получают "высшее уголовное образование". С другой стороны, в тюрьму попадает много людей, изолировать которых от общества у самого общества нет никакой необходимости.

Зачем упрятали на 10 лет в тюрьму бывшего директора Чернобыльской АЭС Брюханова? Упрятали от ежедневных взглядов честных людей, с которыми Брюханов мог бы встречаться, - самого тяжкого наказания и моральной пытки для него! Сейчас же Брюханов видит вокруг себя циничные морды отпетых уголовников в лагере строгого режима. По логике вещей, самым целесообразным было бы назначить Брюханову носить 10 лет на груди табличку "ВИНОВНИК ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АВАРИИ" и обязать удерживать с него до конца жизни процентов по 70 зарплаты. Устраивать новые взрывы атомных реакторов, насколько мне известно, он не собирается..."

Разумеется, взрывать реакторы, устраивать железнодорожные катастрофы и топить океанские лайнеры виновники этих событий не собирались. Наказание для них уже избрано в соответствии с действующим законом. Вопрос же о раздельном содержании осужденных в зависимости от характера и количества совершенных ими преступлений представляется важным и существенным.

Итак, многие читатели выступают за изменение самих принципов применения наказания в сторону их ужесточения. Большая часть почты показала, что читателей взволновала сама возможность отмены исключительной меры наказания за так называемые "ненасильственные действия". Н. Сидоренко из Харькова пишет:

"Сомнительна сама по себе дифференциация по применению высшей меры наказания в отношении террористов, шпионов, диверсантов и за "ненасильственные действия" (подделка денег, валютные операции, хищение в особо крупных размерах и т. п.). Если первые носят, образно выражаясь, разовый характер, то вторые - систематический и разлагают устои государства изнутри, дестабилизируют экономическую систему подчас не меньше, а больше".

Есть письма и о том, что судьям нужно дифференцированно подходить к рассмотрению так называемых хозяйственных преступлений. Так, за последние годы стали широко известны случаи лишения свободы честных и инициативных хозяйственников, пострадавших за нарушение ведомственных инструкций и циркуляров, финансовых запретов и ограничении.

Многие из них, в том числе председатели некогда передовых колхозов, руководящие работники предприятий, ставшие жертвами бесконечных ревизий и сигналов "доброжелателей", уже не внесут свой вклад в дело перестройки.

"Эта жесткость растаптывает человеческие жизни и судьбы, - пишет Р. Палачина из Саратовской области. - Без понимания души, без уважения к личности человека, без сострадания и милосердия не может быть ни законности, ни справедливости, ни гуманности".

Своими воспоминаниями, относящимися к более раннему периоду нацией истории, делится в своем письме и С. Ануфриенко из Днепропетровска:

"Никогда не забыть нам время применения диких и варварских законов, когда судили за опоздание на работу на 21 минуту. До 5 лет за незаконный сбор колосков осуждали женщин, работавших в колхозах и ничего не получавших на трудодни. Но то было страшное время..."

Товарищ Квакин из г. Кирово-Чепецка попытался в своем письме предложить свои меры борьбы с преступностью (по крайней мере, с какой-то ее частью). Он пишет:

"В стране немало заключенных. Почему?

Факты - упрямая вещь. Чем дальше мы идем по пути социализма, тем лучше и лучше живем, а вот в тюрьмы сажают как-то по инерции. Почему бы не применять крупные штрафы, вместо того чтобы лишать свободы на 1 - 3 года?

Государство ничего не будет расходовать на содержание нарушителя, который в свою очередь не станет подвержен отрицательным воспитательным премудростям рецидивистов. И собственная семья уже не посмотрит на него, как на мученика. Наоборот - он постоянно будет чувствовать укор с ее стороны..."

В заключение этого обзора хочется привести короткую выдержку из письма, автор которого не подписал конверта:

"Прошло 50 лет с того времени, вспоминать о котором больно и страшно. Хочется, чтобы в этот год своеобразного юбилея пика жестокости и беззакония люди стали чуть-чуть добрей.

Сегодня все хотят крови, как будто в отместку за то, что долгие годы молчали и безропотно смотрели, как новоявленные воры, а зачастую бывшие уголовники тащат что попало, пьянствуют, никого не ставя в грош!

Я далек от всепрощенчества, но давайте подумаем каждый про себя - а так ли я честен перед самим собой, чтобы публично требовать чьей-то казни или чтобы кивать на соседа, как на врага перестройки...

Ведь один из устоев нашего государства - это гуманизм и уважение всякой личности, даже того, кто оступился. Ему надо помочь. Добро порождает добро, ненависть - еще большую ненависть..."

А. УГЛАНОВ

* * *

И на спичках можно экономить

ПОЧТИ КАЖДАЯ СЕМЬЯ пользуется в домашнем обиходе спичками. Спички выпускаются различными производственными объединениями и фабриками по разному стандарту и качеству, но по одинаковой цене - 1 коп. за коробку.

У нас в Туапсе выбора спичек практически нет, какие есть, такие и покупаем. Их даже на витрину не выставляют, в отличие от табачных изделий широкого ассортимента.

Спички ПО "Гигант" г. Калуги не выдерживают никакой критики: серная головка настолько мала, что при зажигании тухнет, коробка имеет такое тонкое покрытие, что пригодна для зажигания в лучшем случае двух десятков спичек.

А вот спички, выпускаемые фабрикой "Пролетарское знамя" г. Чудово Новгородской обл., длиннее и толще, серная головка на них в два раза больше, коробка массивнее и прочнее.

Считаю, что цены тоже должны быть разные. Для экономии расходов на тару и упаковку предлагаю освоить выпуск спичечных коробок вместимостью до 500 шт. спичек, а возможно, и больше, но вместе с тем наладить выпуск спичек в целлофановой упаковке, что даст возможность сохранить тысячи кубометров пиломатериалов.

Т. Точилин, экономист, Туапсе

* * *

Идут приказы чередой

СЛОЖИЛАСЬ порочная, по моему мнению, практика доведения приказов руководителей отрасли до рабочих мест. Приказ министра рассылается в объединения, где на его основании создается свой приказ. Его "спускают" на предприятия, которые также издают свой приказ и доводят его до трудящихся.

К сожалению, интерпретацию приказов в промежуточных инстанциях никто не контролирует. В результате до рабочих доходят деформированные, урезанные, а порой и искаженные приказы. А ведь они затрагивают интересы рабочих.

Предлагаю: с приказами руководителей министерств и ведомств знакомить трудовые коллективы и добиваться их прямого выполнения, с ответственных строго спрашивать.

А. Захаров, электрослесарь, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно