Примерное время чтения: 8 минут
163

В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ. Как создавался закон о свободе совести

В центральной печати читала статьи и комментарии в связи с 70-летием Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. А мне хотелось бы узнать, как принимался этот декрет, а также ознакомиться с его текстом.

А. Сошникова, Москва

Наш корреспондент П. Лукьянченко встретился с кандидатом философских наук М. ЧЕРНОВЫМ.

КОРР. В одной из последних своих передач "Голос Америки" утверждал, что еще до вступления декрета в силу советские власти стали реквизировать собственность монастырей, тем самым нарушая закон.

ЧЕРНОВ. Расчет "Голоса Америки" строился, видимо, на том, что не все советские радиослушатели досконально помнят содержание первых декретов Советской власти. А уже в этих декретах содержались положения, имеющие отношение к религии и церкви. Согласно Декрету о земле, монастырские и церковные земли со всем их инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями перешли в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. "Декларация прав народов России" отменила все и всяческие национально-религиозные привилегии и ограничения, провозгласила равенство всех религий перед законом.

КОРР. А как протекал процесс подготовки декрета?

ЧЕРНОВ. 11 декабря 1917 г. СНК РСФСР принял постановление "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению". В нем впервые сообщалось о том, что будет принят Декрет об отделении церкви от государства. В тот же день под председательством В. И. Ленина Совет Народных Комиссаров рассмотрел вопрос об ускорении процесса отделения церкви от государства и образовал специальную комиссию в составе А. В. Луначарского, П. И. Стучки, П. А. Красикова, М. А. Рейснера и М. В. Галкина для выработки проекта декрета. И в конце декабря проект был опубликован в центральной печати.

Уже в ходе обсуждения проекта декрета духовенство и руководители религиозных организаций различных направлений выступили против его принятия. К примеру, митрополит Петроградский Вениамин направил 10 января 1918 г. в Совет Народных Комиссаров письмо, которое явилось своеобразной предупредительной нотой Советскому правительству. В этой "ноте" было выдвинуто требование - не приводить в исполнение проект декрета, так как, мол, его осуществление "угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу", и православные люди, узнав о подготовке декрета, "стали сильно волноваться", и волнения эти "могут принять силу стихийных движений". В. И. Ленин по прочтении этого письма поставил на нем резолюцию: "Очень прошу коллегию при Комиссариате юстиции поспешить разработкой декрета об отделении церкви от государства".

19 января 1918 г. проект был одобрен коллегией Наркомюста и представлен в Совет Народных Комиссаров на утверждение.

ПРОЕКТ ДЕКРЕТА ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА (газета "Дело народа" от 31.12.1917 г.)

1. Религия есть частное дело каждого гражданина Российской Республики.

2. Запрещается издавать местные законы или постановления, которые могут ограничивать свободу совести.

3. Каждый гражданин может исповедовать какую угодно религию или же никакой.

4. Отменяются официальные церковные обряды во всех государственных учреждениях.

5. Отменяются религиозные клятвы и присяги; вместо них вводится торжественное обещание.

6. Запись рождений, смертей и браков ведется без участия духовных лиц.

7. Церковные и религиозные общества приравниваются к частным обществам.

8. Отменяется всякое преподавание религиозных предметов в учебных заведениях.

9. Не допускаются принудительные взыскания церковных сборов.

10. Церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью и не имеют прав юридического лица.

11. Все имущество церковных и религиозных обществ с момента издания декрета поступает в собственность государства.

12. Имуществом приходов будут ведать волостные, земские и городские самоуправления.

13. Церковные здания для общественных богослужений представляются лишь с разрешения присутствия по заведыванию религиозным имуществом.

ЧЕРНОВ. 20 января 1918 г. проект декрета был отредактирован В. И. Лениным, который внес в него ряд важных поправок и дополнений. В этот же день декрет был утвержден Совнаркомом. 21 января он публикуется в газетах "Правда" и "Известия", 23 января - в "Газете Рабочего и Крестьянского Правительства", 26 января - в "Собрании узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства", под названием: "Об отделении церкви от государства и школы от церкви".

ДЕКРЕТ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ, ЦЕРКОВНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВАХ (20.01.1918 г.)

1. Церковь отделяется от государства.

2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.

3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.

Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.

4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.

5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан и Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.

6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другой, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.

7. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.

8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.

9. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими ни преимуществами, ни субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.

11. Принудительное взыскание сборов и обложений в пользу церковных или религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.

12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной государственной власти в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

ЧЕРНОВ. Сравнение этих документов показывает, что окончательный текст декрета более демократичен.

КОРР. Тем не менее иногда приходится слышать, что принятие декрета - это отступление от демократии, по сути "запрещение церкви", что на Западе никогда бы на такую меру не пошли.

ЧЕРНОВ. Напротив. Можно сказать, что в январе 1918 г. революционная Россия догнала наиболее передовые буржуазные государства (США, Францию и др.), где отделение церкви от государства было уже свершившимся фактом. Советская Россия сделала и еще один очень принципиальный шаг вперед по сравнению со странами Запада, впервые в истории гарантировав право граждан не иметь религиозных убеждений, быть атеистами.

КОРР. А как решался вопрос с обучением религии? Ведь именно статья 9 вызывала резко отрицательное к декрету в целом отношение со стороны верующих?

ЧЕРНОВ. Родителям предоставлялось право самим определять - учить или не учить своих детей религии в семье, приглашать или не приглашать для этого служителей культа. Вероучения могли преподавать в специальных учебных заведениях.

Гуманизм и уважительное отношение к религиозным убеждениям граждан, закрепленные в ленинском декрете, проявились, в частности, и в том, что на основании статьи 6 декрета даже в сложных условиях гражданской войны и иностранной интервенции для верующих допускалась замена военной службы на другую гражданскую обязанность.

КОРР. Но ведь ленинское, уважительное отношение к религиозным чувствам верующих далеко не всегда выдерживается на местах и далеко не всегда за годы Советской власти в отношениях между государством и церковью все было гладко.

ЧЕРНОВ. Конечно, было бы неправильно отрицать, что в отношениях этих подчас не возникали трудности, взаимное непонимание. И это естественно, ибо опыта взаимоотношений социалистического государства и церкви ни у той, ни у другой стороны не было.

Сказались и субъективные факторы. Так, негативные явления 30-х гг. - культ личности, нарушения законности, произволен репрессии - отрицательно отразились и на проведении политики в отношении религии, церкви и верующих. Результатом было массовое необоснованное закрытие молитвенных зданий, репрессии в отношении служителей культа, игнорирование законных прав верующих, о чем нельзя не вспомнить с горечью.

Сегодня, в эпоху перестройки, нам предстоит осмыслить трудности, успехи и неудачи на пути утверждения в жизни советского общества принципов свободы совести, ленинских норм отношения к религии, понять, в чем и как должны отразиться процессы демократизации в сфере регулирования взаимоотношений между государством и церковью.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно