Примерное время чтения: 11 минут
924

В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ. Н. С. Хрущев как политический деятель

Период с 1953 по 1964 г. в нашей истории мы связываем прежде всего с личностью Н. С. Хрущева, более 11 лет возглавлявшего Коммунистическую партию и более 6 лет - Советское правительство.

НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ ХРУЩЕВ родился в селе Калиновка Курской губернии в 1894 г. Умер в Москве в 1971 г. С 1908 г. работал на заводах и шахтах Донбасса; вступил в партию большевиков в 1918 г. Принимал активное участие в гражданской войне. В 1929 г. учился в Промышленной академии в Москве. С 1931 г. находился на партийной работе, а в 1935 г. был избран первым секретарем МК и МГК ВКП(б). С 1938 г. по март 1947 г. являлся первым секретарем ЦК КП(б) Украины. В годы Великой Отечественной войны был членом военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского, 1-го Украинского фронтов. В 1943 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта. В конце войны Н. С. Хрущев был выдвинут на пост Председателя Советского правительства Украины, а в декабре 1947 г. стал первым секретарем ЦК КП(б) Украины. С декабря 1949 г. он секретарь ЦК и первый секретарь Московского комитета партии. В марте 1953 г. после смерти И. В. Сталина Хрущев стал секретарем, а в сентябре того же года - Первым секретарем ЦК КПСС.

Н. С. Хрущеву, человеку большой природной сметки, кипучей энергии, суждено было взяться за решение ответственных исторических задач. Под его непосредственным руководством был нанесен первый удар по бюрократическим методам руководства партией и государством, сложившимся при Сталине, вскрыты злоупотребления властью, беззакония и произвол в период культа личности, реабилитированы тысячи и тысячи видных деятелей партии, крупных военачальников, хозяйственников.

РАЗОБЛАЧЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ

Пожалуй, наиболее значительна роль Хрущева в области совершенствования политической структуры советского общества, в области идеологии. Начиная с 1954 г. Н. С. Хрущев постоянно ставил вопросы о необходимости дальнейшей демократизации советского государственного аппарата. На XX съезде КПСС в 1956 г. Хрущев выступил с закрытым докладом "О культе личности и его последствиях".

XX съезд партии одобрил положения доклада ЦК и поручил ЦК КПСС последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое соблюдение норм партийной жизни и принципов коллективного партийного руководства, выработанных В. И. Лениным. Вскоре после XX съезда было принято специальное постановление ЦК "О культе личности и его последствиях", в котором говорилось об объективных и субъективных причинах появления культа личности Сталина и его вредных последствиях в области политического, государственного и хозяйственного руководства страной.

Разоблачение культа личности Сталина, которое мы связываем прежде всего с именем Хрущева, имело огромную важность для возвращения к ленинским нормам партийной жизни.

Но, говоря о позитивном вкладе Н. С. Хрущева в развитие марксистско-ленинской идеологии, вместе с тем нужно подчеркнуть, что ему было свойственно забегание вперед, что строгий научный анализ действительности в этот период нередко подменялся прожектерством. Наиболее яркой иллюстрацией к сказанному могут стать некоторые положения Программы КПСС, принятой на XXII съезде партии.

В Программе, как известно, говорилось о том, что в ближайшее десятилетие (1961 - 1970 гг.) СССР "создавая материально-техническую базу коммунизма, превзойдет по производству продукции на душу населения наиболее мощную и богатую страну капитализма - США; значительно поднимется материальное благосостояние и культурно-технический уровень трудящихся". На второе десятилетие (1971- 1980 гг.) планировалось создать мощную материально- техническую базу коммунизма, которая бы обеспечила изобилие материальных и культурных благ для всего населения. В Программе говорилось: "Советское общество вплотную подойдет к осуществлению принципа распределения по потребностям, произойдет постепенный переход к единой общенародной собственности. Таким образом, в СССР будет в основном построено коммунистическое общество".

Жизнь показала несостоятельность этих прожектов. Вместо того чтобы совершенствовать социализм, развивать его на собственной основе, Н. С. Хрущев (хотя винить в прожектерстве, видимо, следует не его одного), продолжая линию XVIII съезда ВКП(б), уже в конце 50-х - начале 60-х годов заговорил о необходимости развернутого строительства коммунизма и перехода к общественному коммунистическому самоуправлению народа.

ЭКОНОМИКА

Много внимания уделял Н. С. Хрущев развитию экономики и, прежде всего, такой отсталой ее отрасли, как сельское хозяйство. Уже в сентябре 1953 г. в докладе на Пленуме ЦК Хрущев поставил вопрос о необходимости коренных изменений в области сельского хозяйства. На Пленуме говорилось, что огромные резервы, таящиеся в недрах крупного социалистического сельскохозяйственного производства, используются плохо. Хрущев также подверг критике заявление Г. М. Маленкова на XIX съезде партии, будто бы в СССР уже решена зерновая проблема. "Производство зерна в настоящее время, - подчеркивал Хрущев, - еще не обеспечивает потребностей, не покрывает всех нужд народного хозяйства". С целью быстрейшего решения зерновой проблемы Н. С. Хрущев выдвинул задачу освоения целинных и залежных земель.

Большое внимание Н. С. Хрущев уделял демократизации управления сельским хозяйством, впервые сформулировал мысль о том, что планирование посевных площадей в стране слишком зацентрализовано. Из одного центра пытались диктовать, что и как сеять на Украине и в Поморье, на Северном Кавказе и в Восточной Сибири. Впервые на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев четко и определенно сказал о том, что без развития материального стимулирования (а это было невозможно без значительного повышения закупочных цен) нельзя добиться перелома в развитии сельскохозяйственного производства. При Хрущеве также был принят новый примерный устав сельскохозяйственной артели, означавший значительный шаг вперед, по пути демократизации управление колхозами.

Вместе с тем в области сельского хозяйства, где Хрущев сам себя считал большим специалистом, были допущены серьезные ошибки.

Так, он всячески поощрял Т. Д. Лысенко, резко критиковал травопольную систему ведения земледелия. Хрущев неоднократно говорил о том, что планирование посевных площадей и ряд других факторов в такой огромной стране, как наша, зависят от климатических условий, но вместе с тем упорно ратовал за пропашную систему земледелия во всех климатических зонах.

Хрущев был горячим поборником кукурузы. Его, так сказать, увлечение кукурузой началось еще в ту пору, когда он работал на Украине, где кукуруза давала высокие урожаи. Еще больше этот интерес усилился после поездки Хрущева в США в 1959 г.: выступая, Хрущев неоднократно сопоставлял структуру посевных площадей Соединенных Штатов и Советского Союза и говорил о нашей отсталости в том плане, что кукуруза в СССР занимает меньшую долю в посевных площадях, чем в США. Так началось повсеместное насаждение кукурузы, охватившее даже северные районы страны - Вологодскую, Архангельскую и другие области.

Большое внимание Н. С. Хрущев уделял развитию промышленности. На июльском (1955 г.) Пленуме ЦК был поставлен вопрос о необходимости резко поднять темпы технического прогресса во всех отраслях промышленности на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новейших высокопроизводительных станков, машин и аппаратов, постоянного совершенствования технологии производства, применения атомной энергии в мирных целях.

ПРОТИВ БЮРОКРАТИЗМА И СВЕРХЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

На этом же Пленуме ЦК говорилось о том, что в министерствах, ведомствах и на предприятиях много лишних, параллельно действующих звеньев. Штаты административного управленческого персонала все еще велики, и вследствие этого аппарат управления не гибок, в значительной мере оторван от производства, отвлекает большое количество работников от участия в создании материальных ценностей.

Хрущев выступил инициатором коренной реорганизации органов управления промышленностью и строительством. В феврале 1957 г. Пленум ЦК принял решение о ликвидации отраслевых министерств и создании вместо них территориальных органов управления промышленностью - Советов народного хозяйства. При этом говорилось о том, что ведомственность в руководстве промышленностью и строительством приводит к ослаблению и нарушению нормальных территориальных связей между предприятиями разных отраслей промышленности, расположенных в одном экономическом районе, нередко не дает возможности оперативно решать хозяйственные вопросы, целесообразно использовать имеющиеся ресурсы и т. д.

Реформа 1957 г. послужила основой для дальнейших многочисленных реорганизаций государственного и партийного аппарата. На местах в пределах областей были созданы совнархозы, которые вскоре были укрупнены в совнархозы крупных экономических административных районов. Был создан Высший Совет народного хозяйства, который взял на себя координацию работы промышленности и строительства в общегосударственном масштабе.

Однако жизнь показала, что правильные замечания о недостатках отраслевой структуры управления промышленностью ни в коей мере не избавляли от необходимости централизованно руководить отраслями промышленности. Реформа 1957 г. привела к отраслевой разобщенности промышленности, нанесла удар по единой технической политике. Попытки многочисленных реорганизаций государственного аппарата никак не могли ликвидировать эти недостатки.

Вместе с тем уже в начале 60-х гг. в печати стали появляться статьи о необходимости использовать стоимостные рычаги управления, внедрять полный хозрасчет. Экономическая реформа 1965 г., провозглашенная уже после того, как Хрущев был снят со своего поста, начала готовиться при нем.

В 60-х гг. по инициативе Н. С Хрущева были реорганизованы партийные органы. Единые партийные комитеты были разделены на партийные комитеты, которые руководили промышленностью, и парткомы, руководившие сельским хозяйством. На ноябрьском (1962 г.) Пленуме ЦК было подчеркнуто, что построение партийных органов по производственному принципу даст возможность обеспечить более конкретное и планомерное руководство промышленностью, строительством и сельским хозяйством, сосредоточить главное внимание на производственных вопросах. Такая перестройка, как ожидалось, должна была активизировать все стороны деятельности партии, еще теснее связать организационно-идеологическую работу с задачами создания материально-технической базы коммунизма. Практически эта мера привела к ликвидации единых партийных организаций, внесла необычайную сумятицу в деятельность партийного и государственного аппарата. Не случайно одной из первых мер, принятых после снятия Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС, было восстановление единых партийных организаций.

СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Оглядываясь на путь, пройденный страной в 50-е - 60-е гг., мы не можем не обратить внимания на то, какая большая социальная программа была реализована в те годы. Так, например, по инициативе Хрущева впервые началось сооружение панельных и блочных жилых домов по типовым проектам на домостроительных комбинатах, а название "Черемушки" стало знаменовать новый этап жилищного строительства. Именно Н. С. Хрущеву принадлежала инициатива перехода на 7-часовой рабочий день для всех рабочих и служащих, а для тех, кто был занят в угольной и горнорудной промышленности на подземных работах, - на 6-часовой рабочий день. Была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями; сделаны решительные шаги в области упорядочения пенсионного обеспечения. Значительно увеличились размеры минимальных пенсий, снижены неоправданно высокие. Было улучшено обеспечение престарелых и трудовое устройство инвалидов, которые без ущерба для здоровья смогли заниматься общественно полезным трудом.

Вместе с тем в обстановке постоянного восхваления Н. С Хрущев нередко переоценивал свои возможности, вмешивался в решение вопросов, требующих профессиональной компетентности. Так, например, по инициативе Н. С. Хрущева были пущены на металлолом крупные военные корабли. Когда во время визита в США ему показали большой авианосец, Хрущев заметил: "Военные корабли хороши лишь для того, чтобы совершать на них поездки с государственными визитами. А с точки зрения военной... теперь они лишь хорошие мишени для ракет! Мы в этом году пустили на слом свои почти законченные крейсера".

КУЛЬТУРА

Негативные последствия имело вмешательство Н. С. Хрущева в деятельность художественной интеллигенции. Очень часто он давал категорические оценки произведениям писателей, художников, кинематографистов, и эти оценки приводили к трагедиям, изломанным человеческим судьбам. Фильм М. Хуциева "Застава Ильича", по мнению Хрущева, утверждал "неприемлемые", чуждые для советских людей идеи и нормы общественной жизни. Замечательный поэт Б. Пастернак при Хрущеве был исключен из Союза писателей. Последующий опыт показал полную несостоятельность подобного рода оценок.

ВЫВОДЫ

Очевидно, что, оценивая деятельность Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС и главы Советского правительства, мы не можем пользоваться лишь одним цветом - или белым, или черным. Недаром тот же скульптор Э. Неизвестный, который так остро, жестоко и несправедливо критиковался самим Хрущевым, на могиле на Новодевичьем кладбище возвел скульптуру, выполненную из мрамора двух цветов - белого и черного. Действительно, Н. С. Хрущев был фигурой сложной и неоднозначной. Он был энергичным, разумным политиком и в то же время человеком, неравнодушным к лести, склонным к скоропалительным, непродуманным решениям. Оценивая личность и деятельность Н. С. Хрущева в целом, мы вправе сказать, что с именем этого человека связаны многие светлые страницы нашей истории, хотя в то же время нельзя не видеть и допущенные им просчеты в партийной и государственной деятельности.

В. ДРОБИЖЕВ, доктор исторических наук, профессор.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно