Примерное время чтения: 7 минут
274

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. Кого и почему развлекает "Пари-матч"

Иллюстрированный журнал "Пари-матч", издаваемый во Франции тиражом свыше 1 млн. экз., считающимся большим для этой страны, сами французы называют "развлекательным", "несерьезным". На чем основано такое мнение? Только ли в "развлекательности" тут дело?

ПЯТЬДЕСЯТ ОДИН номер журнала "Пари-матч", один из них сдвоенный: подшивка за 1987 год. На десятке обложек - фотографии кинозвезд, еще на десятке - шансонье и "звезд" шоу-бизнеса. Еще примерно 10 отведены под фото королевских особ, членов их семей и прочей знати. Оставшиеся "поделены" между популярными спортсменами, религиозными деятелями и другими известными на Западе людьми.

Персонажи, попавшие на обложку "Пари-матч", как правило, фигурировали и в самой первой и самой большой рубрике журнала: "Люди". Основной критерий подбора героев публикаций под этой рубрикой: они должны быть "модными", их имена должны быть, что называется, "у всех на устах".

Уровень информации, получаемый при чтении, примерно такой. "Самый высокооплачиваемый в США" менеджер Ли Йакокка делится секретами своих успехов в автомобильном бизнесе... Свои владения с готовностью показывают богатейшие люди мира - Надин Ротшильд и саудовский миллиардер Аднан Хашогги... Кинозвезды Натали Бэй и Изабель Аджани рассказывают о перипетиях своей жизни... Солист английской группы "Калчер клаб" Бой Джордж говорит о "новом видении мира", к которому он пришел после излечения от наркомании... Принцесса Монако Стефани позирует фотографам из "Пари-матч" во время поездок по фешенебельным курортам Европы и Америки... "Король моды" Кристиан Лакруа демонстрирует коллекцию моделей женской одежды на весну и лето 1988 года...

В ПОГОНЕ ЗА ЧИТАТЕЛЕМ

Первое впечатление от такого чтения похоже на то, которое остается от просмотра многих французских "кассовых" фильмов, демонстрировавшихся и в нашем кинопрокате: своего рода поток "сладкой жизни", для восприятия которого не требуется особых усилий.

В прошлом году на протяжении нескольких номеров читатели имели возможность следить за романом американского киноактера Сильвестра Сталлоне и датчанки, манекенщицы Брижит Нильсен, закончившимся громким разводом. Журнал подробно рассказал и о скандальной избирательной кампании в парламент Италии "порнозвезды" Илоны Сталлер, брать интервью у Илоны отправился специальный корреспондент. Публикация этого интервью сопровождалась фотографиями Сталлер - как теми, где она позировала для американского журнала "Пентхауз", так и сделанными специально для "Пари- матч".

Эти материалы соседствовали с другими, призванными привлечь внимание с использованием "шоковых" средств. К ним относятся, например, опубликованная в одном из номеров исповедь человека, больного СПИДом, или фотографии о большом пожаре в отеле в Пуэрто-Рико, а также о крупнейших автокатастрофах в ФРГ и Франции.

Материалам такого рода отводилась, по-видимому, особая роль с учетом одной особенности журнала. В нем насчитывается около 90 страниц, имеется оглавление, однако нумерация страниц отсутствует. Расчет на то, что потенциальный читатель, увидев в оглавлении что-либо интересное, пролистнет в поисках этого интересного весь журнал. Здесь и можно попытаться поймать читателя "на крючок" сенсационным репортажем.

"СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА"

Подобный "кассовый" характер подачи информации, несомненно, важен для коммерческого успеха. (Можно при желании перемножить тираж журнала на цену одного номера - 11 - 12 франков* и на количество номеров за год. Весьма велики, вероятно, и доходы издателей от публикуемой в журнале рекламы.) Однако здесь видится и другая цель. Под прикрытием "ласкающих глаз" (или, наоборот, "щекочущих нервы") публикаций с фотографиями легче прививаются определенные жизненные стандарты, легче навязывается представление о "показательном" образе жизни и "преуспевании".

Видимо, не каждая из читательниц "Пари-матч" может реально рассчитывать нынешней весной на платье, созданное Кристианом Лакруа (средняя стоимость такого платья - 25 тыс. франков). И вряд ли любой читатель серьезно подумывает о приобретении "летней" модели автомашины с открытым верхом, цена которой доходит до 420 тыс. франков ("Пари-матч" предлагает "на выбор" несколько таких автомобилей производства различных фирм). Но для журнала уже важно указать направление, двигаясь в котором "средний" француз сможет ощутить себя ближе к своим "кумирам". Или хотя бы постараться убедить себя, что он к ним приближается.

Заметим, что стандарты, диктуемые "кумирами", относятся в основном лишь к одной сфере - потребительству. На страницах журнала мы почти не видим "звезд" в их профессиональной деятельности: скажем, киноактрис на репетициях или спортсменов на многочасовых изматывающих тренировках. На фотографиях они позируют совсем в другой обстановке - на фоне купленных ими дворцов с бассейнами, в каютах собственных яхт, на фоне личных автомобилей или вертолетов.

В каждом номере масса рекламы - в основном потребительских товаров: автомобилей, бытовой электроники, часов, косметики, мебели, ковров и т. п. ("Покупайте вещи, которые нравятся "звездам"!") Очень часто рекламируются крепкие спиртные напитки - преимущественно дорогие коньяки, бренди, виски.

Формируемый журналом потребитель должен обладать еще одним важным качеством - аполитичностью. Иногда единственным местом, где издатели "Пари- матч" помещают комментарий на внешнеполитические темы, служит третья с конца страница журнала (после кроссворда). Помещенный в декабрьском номере репортаж о вашингтонской встрече в верхах занял примерно столько же места, сколько рассказ в том же номере о парижском маньяке-наркомане, обвиняемом в убийстве 19 женщин.

Очень часто важнейшие политические новости отходят в журнале "на третий план", вытесняемые очередным бракоразводным процессов или скандалом с наркотиками.

"МАША ИЗ МУРМАНСКА" И "ВАЛЮТЧИК ДИМИТРИЙ"

Бывает, впрочем, и так, что сам подбор информации, не носящей ярко выраженного политического характера, дает возможность делать весьма тенденциозные политические выводы. Вот, например, как отражались темы, связанные с нашей страной, которые время от времени появлялись на страницах "Пари-матч". Среди них - прошлогодний матч за звание чемпиона мира по шахматам, репортажи, рассказывавшие о гастролях балета Ленинградского театра им. Кирова, о встрече корреспондента журнала с сотрудниками посольства СССР во Франции.

Однако эти материалы заняли сравнительно мало места. Значительно больше внимания "Пари-матч" уделил факту нарушения воздушного пространства СССР западногерманским летчиком М. Рустом; "делу" о "советских шпионах", якобы выведывавших секреты ракеты "Ариан"; истории с американскими морскими пехотинцами, охранявшими здание посольства США в Москве.

"Гвоздевым" материалом одного из номеров стал рассказ о московских проститутках "высшего класса", основанный, если верить журналу, на "личном опыте" французского журналиста. В этом, кстати, тоже проявился характер журнала. Многие западные издания, возможно, ограничились бы здесь анализом социальных аспектов на основе материалов советской печати и коротких интервью. В "Пари-матч" эти аспекты почти не рассматривались, зато было много "пикантных" подробностей о похождениях - реальных или вымышленных - автора статьи, а также "Маши из Мурманска" и "валютчика Димитрия" в московских ресторанах и гостиницах.

Вообще, как нам кажется, в том, что касалось Советского Союза, журнал в прошлом году (впрочем, как и раньше) не пытался делать глубокий анализ тех или иных фактов. Как правило, броско поданная информация укладывалась в ограниченные рамки привычных для многих французов стереотипов: "советские шпионы на Западе", "злоключения иностранных туристов в СССР" и т. д. Создаваемое таким образом впечатление о нашей стране иначе как односторонним и предвзятым не назовешь.

Как видим, красочная, "развлекательная" форма часто служит для издателей журнала "Пари-матч" лишь средством эффективной обработки "читающей публики", навязывания и закрепления в общественном сознании стереотипных представлений.

___

* По официальному курсу 100 франков соответствуют 10,45 руб.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно