Статья из испанского журнала "Камбио-16" рассказывает о проблеме взаимоотношений между поколениями в Швеции.
ЕСЛИ СУДИТЬ ПО ДАННЫМ СТАТИСТИКИ, Швеция - одна из самых благополучных стран. В течение этого столетия там удалось ликвидировать или значительно ограничить многие язвы общества и экономики, от которых "кричат" остальные страны, включая развитые. Безработицей здесь охвачено лишь около 2% населения, доходы на душу населения в три раза выше, чем, например, в Испании, бесплатное государственное медицинское обслуживание...
Однако чего-то все же не хватает в этом северном раю. Еженедельно 5 - 6 молодых шведов приходят к выводу, что они не хотят жить в социал-демократическом "эдеме", и кончают жизнь самоубийством.
Большинство граждан Швеции, успокоенных достижениями своего общества, судя по всему, не ведают об этих тревожных симптомах. Будучи шовинистами, гордыми, порой даже высокомерными, они не любят выносить сор из своего дома или признавать, что на белом фасаде страны есть какие-то пятна. "Шведы обычно непроницаемы для критики извне, потому что они не допускают даже мысли о том, что действительно что-то не ладится в стране, - говорит посол одной западной страны, проживший в Швеции несколько лет. - Здесь могут обсуждать мелочи, но всегда внутри системы, когда поистине полезной была бы самокритика наиболее проблематичных аспектов жизни в Швеции, звучащая извне".
В этом его мнение совпадает с мнением Карин Эриксон, руководительницы ассоциации "Верданди", занимающейся молодежными проблемами: "В стране люди не хотят признавать данные о самоубийствах, не обсуждаются всерьез проблемы молодежи, потому что все мы очень гордимся нашим обществом, достигнутым уровнем развития, нашей безопасностью. Действительно, по сравнению с другими странами дела у нас идут хорошо. Но главное состоит в том, что власти боятся обсуждать глубокие проблемы, волнующие молодежь страны, где дети и родители ничего не знают друг о друге и в конечном счете начинают ненавидеть и не доверять друг другу".
Поразительный факт: из более чем 150 тыс. версий и доносов, полученных полицией в связи с поисками возможных участников убийства премьер-министра Улофа Пальме, 17% поступили от шведских малышей или молодых людей, обвинявших в этом своих родителей. А 6,5% доносов поступили от родителей, которые подозревали, что к этому имели отношение их дети.
По мнению Эриксон, одна из первопричин данного глубокого кризиса в отношениях поколений заключается в крупных миграциях из деревень в предместья городов, которое происходило в Швеции в 60-х годах. Родители нынешних детей пережили значительные культурные потрясения, упорно боролись зато, чтобы обосноваться в городе и выйти вперед в экономическом отношении с совокупностью ценностей, взятых из сельского общества. Дети же являются типичными продуктами городского общества. Они не знали ни бедности, ни суровой борьбы за жизнь. "Это создает первую пропасть между теми и другими: они не понимают друг друга, говорят на разных языках, у них разные и несовместимые ценности", - говорит специалист по социальным вопросам.
У родителей, погруженных в свой мир работы и потребления, нет времени для своих детей. "Они встают, идут на работу и возвращаются вечером усталые, - говорит К. Эриксон. - В выходные дни они готовы слышать о чем угодно, только не о проблемах. Все это дополняется тем, что высокий процент разводов в Швеции (ежегодно в брак вступают 36 тыс. и разводятся 20 тыс. супружеских пар) приводит к тому, что в этой стране семьи, состоящие из одного родителя, стали наиболее распространенным явлением. И этот родитель неизбежно поглощен своей работой и обычными ценностями своего поколения: личное усилие, эффективность, порядок, материальные достижения, гедонизм, дух потребления".
В результате дети и юноши растут без душевного внимания, они больше связаны с группировками из своего собственного поколения, чем со своими семьями. Они создают собственный язык, изобилующий американизмами, и свои собственные ценности, которые в корне отличаются от ценностей их родителей.
"Молодежь ищет новые формы жизни, стремится придать смысл своему существованию и реагирует против общества материального удовлетворения. Молодые люди считают, что нет смысла работать ради приобретения вещей, которые не являются необходимыми. Накопление материальных ценностей не представляет для них интереса, потому что они не знали бедности. Когда молодежь подрастает, она не находит места в этом обществе: она не находит жилья, подходящей работы и, прежде всего, она не встречает понимания", - говорит К. Эриксон.