Примерное время чтения: 12 минут
127

Главное - избрать на конференцию активных сторонников перестройки. Как идет подготовка к XIX Всесоюзной партийной конференции

В связи с предстоящей XIX Всесоюзной партийной конференцией от читателей поступают вопросы, касающиеся подготовки к конференции, порядка избрания делегатов, характера предложений, высказываемых коммунистами, беспартийными трудящимися. Ответам на некоторые из этих вопросов посвящена публикуемая ниже статья.

Г. КРЮЧКОВ, заместитель заведующего Отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС

ПОДГОТОВКА К КОНФЕРЕНЦИИ началась по-существу сразу же после XXVII съезда партии, решения которого дали мощный импульс процессам революционного обновления. В партийных и общественных организациях, в трудовых коллективах, на страницах средств массовой информации развернулось оживленное обсуждение проблем, связанных с демократизацией всех сторон жизни нашего общества, осуществлением радикальной экономической реформы и решением широкого комплекса социальных проблем, идеологическим обеспечением перестройки.

После того, как июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение о созыве XIX Всесоюзной партийной конференции, утвердил ее порядок дня, подготовка к конференции перешла в практическую плоскость. Вся эта работа осуществляется - и это хотелось бы подчеркнуть особо - непосредственно Центральным Комитетом КПСС. Представленная Политбюро ЦК и одобренная майским (1988 г.) Пленумом ЦК КПСС платформа для дискуссии - Тезисы ЦК КПСС к XIX Всесоюзной партийной конференции - вобрала в себя многочисленные предложения коммунистов и беспартийных.

Вопросы подготовки к конференции регулярно рассматриваются на заседаниях Политбюро, Секретариата ЦК. Весь комплекс проблем, который предстоит обсудить на партийном форуме, был предметом обстоятельного разговора на состоявшихся в апреле трех встречах Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с первыми секретарями ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, а также на встрече в ЦК КПСС с руководителями средств массовой информации, других идеологических учреждений и творческих союзов 7 мая с. г.

В ЦК КПСС поступает огромное количество писем, в которых коммунисты, беспартийные товарищи делятся своими соображениями, мыслями, высказывают конкретные предложения. Активно ведется обсуждение проблем, выносимых на рассмотрение конференции, в печати, на телевидении и радио. Выступают ученые, специалисты народного хозяйства, деятели литературы и искусства, рабочие, колхозники, партийные, советские, профсоюзные, комсомольские работники. Предложения внимательно рассматриваются, обсуждаются, анализируются, докладываются Центральному Комитету.

Сейчас перед партийными организациями стоит задача - по-деловому организовать обсуждение Тезисов ЦК КПСС к XIX Всесоюзной партийной конференции, скрупулезно учесть предложения, которые будут высказаны в ходе этой ответственной работы. Ни одна ценная мысль не должна быть упущена.

КАК И КОГО ИЗБИРАТЬ ДЕЛЕГАТОМ КОНФЕРЕНЦИИ

В соответствии с утвержденной ЦК КПСС нормой представительства (один делегат от 3780 членов партии) их должно быть избрано 5 тысяч (к слову, столько же делегатов было и на XXVII съезде КПСС). Делегаты избираются тайным голосованием на пленумах обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик (в партийных организациях Украины, Белоруссии, Казахстана - на пленумах обкомов). По состоянию на 25 мая с. г. уже избрано 3053 делегата.

Выборы делегатов вызывают большой интерес в партии и у всего народа. И это естественно: советских людей беспокоит, кому будет доверено право принять решения по жизненно важным, судьбоносным проблемам развития нашего общества.

Центральный Комитет КПСС предложил партийным комитетам руководствоваться главной политической установкой - избрать на конференцию активных сторонников перестройки. Причем в отличие от прежней практики никаких разнарядок (по роду занятий, полу, возрасту делегатов и т. п.) обкомам, крайкомам, ЦК компартий союзных республик не доводилось.

Принципиально важна и ориентация ЦК КПСС на то, чтобы отбор кандидатур проходил непременно с учетом мнений партийных организаций, трудовых коллективов, районных и городских комитетов партии, открыто, гласно, в деловой, принципиальной атмосфере. Порядок этой работы не регламентировался. Партийные комитеты советовались с активом, общественностью, после чего определившиеся в ходе изучения кандидатуры обсуждались на партийных собраниях, на кустовых собраниях коммунистов с широким участием беспартийных товарищей, с руководителями предприятий, хозяйств, представителями различных категорий интеллигенции, а в ряде партийных организаций - также на пленумах, районных, городских комитетов партии. Рассматривалось, как правило, значительно больше кандидатур, чем надлежало избрать. В Воронежской областной партийной организации, например, где на Всесоюзную партийную конференцию избрано 57 делегатов, обсуждалось в общей сложности около трехсот кандидатур. До проведения пленумов предложения по кандидатам в большинстве партийных организаций публиковались в печати.

Повсеместно предъявлялись высокие требования к политическим, деловым качествам, нравственному облику делегатов. Во главу угла ставилась позиция в перестройке, способность твердо отстаивать курс апрельского (1985 г) Пленума ЦК КПСС, XXVII съезда партии, давать отпор антиперестроечным настроениям, проявлениям консерватизма и фразерства. Если предложенные кандидатуры этим требованиям не отвечали, они не находили поддержки.

Право внести пленумам обкомов, крайкомов. ЦК компартий предложения о кандидатурах для избрания делегатами конференции предоставлено бюро соответствующих партийных комитетов. На самих пленумах обстоятельно докладывается, как шел процесс отбора делегатов, какие еще, кроме представленных бюро на обсуждение, назывались в партийных организациях кандидатуры. Обсуждение каждой кандидатуры проходило активно, заинтересованно. Скажем, на пленумах Крымского, Черкасского, Житомирского обкомов партии выступало по 40 - 50 человек, а на пленуме Львовского обкома - более 100. Члены партийных комитетов имели право неограниченного отвода предложенных и выдвижения новых кандидатур.

Не обошлось в этом деле и без недостатков, особенно на стадии отбора возможных кандидатур. Кое-где обсуждение этих вопросов проходило в спешке, носило формальный характер. Все еще сказывается приверженность отдельных партийных комитетов старым подходам, недостаточная их подготовленность решать подобные вопросы в духе демократизма. О таких фактах сообщалось в нашей печати. Характерно: в подобных случаях не высказывались сомнения относительно того, что делегатами конференции рекомендуются достойные коммунисты. Вызывало законное недоумение другое: почему не посоветовались с людьми, не выслушали их мнения. Реагирование по таким фактам было оперативным и принципиальным. Например, из-за того, что Астраханский обком партии неумело организовал отбор и обсуждение в партийных организациях возможных кандидатур, проведение пленума обкома по требованию членов партийного комитета было перенесено.

Несмотря на отдельные недостатки, делегатами конференции избираются наиболее авторитетные члены партии, деятельные участники происходящих в нашем обществе перемен, горячие сторонники социалистического обновления. Они представляют коммунистов, занятых в различных отраслях народного хозяйства, во всех сферах жизни общества. Среди избранных делегатами, например, тт. Клевцов В. Н. - оператор обжимного цеха Череповецкого металлургического комбината им. 50-летия СССР (Вологодская область), Брызга Л. Д. - оператор машинного доения колхоза - комбината память Ильича (Брестская область), Чабанов А. И. - генеральный директор Черкасского научно-производственного объединения "Ротор", Вагин М. Г. - председатель колхоза имени Ленина (Горьковская область), Воробьев Н. Н. - первый секретарь Пыталовского райкома КПСС (Псковская область), Илизаров Г. А. - директор Курганского НИИ травматологии и ортопедии, и другие.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОБСУДИТЬ

Содержательная сторона работы по подготовке к конференции, естественно, определяется кругом вопросов, которые внесены в ее порядок дня: о ходе реализации решений XXVII съезда партии, основных итогах первой половины двенадцатой пятилетки и задачах партийных организаций по углублению процесса перестройки; о мерах по дальнейшей демократизации жизни партии и общества.

Готовясь к конференции, Центральный Комитет КПСС осуществил серьезный критический и самокритичный анализ проделанной после съезда работы, дал реалистическую оценку происходящих в обществе процессов, организовал глубокую научную проработку проблем, вставших перед партией и страной в ходе перестройки, путей их решения.

Что касается предложений, которые вносятся коммунистами, трудящимися в ходе подготовки к конференции, то их условно можно было бы подразделить на четыре группы.

Во-первых, это предложения, которые, несомненно, найдут отражение в решениях Всесоюзной конференции КПСС. Существо их, говоря коротко, сводится к тому, чтобы создать надежные гарантии необратимости перестройки, углубления этого исторического процесса. Активную поддержку получают предложения, направленные на осуществление коренной перестройки нашей политической системы, более четкое определение места и роли в ней Коммунистической партии - инициатора и гаранта революционных преобразований. Можно не сомневаться: повсеместно глубокое удовлетворение вызовет тот факт, что в Тезисах ЦК КПСС подучила полное подтверждение и дальнейшее развитие ленинская концепция партии как политического авангарда рабочего класса, всех трудящихся.

Всецело отвечают предложениям, которые высказывались на многих партийных собраниях, пленумах партийных комитетов, в письмах, в печати, выработанные ЦК КПСС конкретные меры, направленные на разграничение функций партийных и государственных, хозяйственных органов, дальнейшее укрепление партийных рядов и повышение их боеспособности, демократизацию порядка формирования выборных партийных органов, установление ограничений для пребывания на выборных должностях в партии и государственных органах, совершенствование контрольно-ревизионной работы в партии, восстановление в полном объеме роли и полномочий Советов народных депутатов, дальнейшее развитие советской федерации, завершение создания социалистического правового государства, обеспечение необходимых условий для эффективного функционирования общественных организаций.

Многие вопросы будут решены непосредственно конференцией. В тех же случаях, когда потребуется внесение изменений в Устав КПСС, соответствующие предложения после их обсуждения на конференции будут представлены очередному XXVIII съезду КПСС. По ряду вопросов, в частности, касающихся изменений в политической системе нашего общества, совершенствования избирательной системы, решения конференции явятся политической основой для принятия необходимых законодательных актов, внесения изменений в Конституцию СССР.

Во-вторых, часть предложений будет реализована в утверждаемых ЦК КПСС инструкциях и других нормативных актах. Это касается, например, предоставления местным партийным органам права принимать окончательные решения по вопросам структуры и штатов, упрощения делопроизводства в первичных партийных организациях, партийных комитетах, внесения изменений в порядок выборов руководящих партийных органов, учета коммунистов. Соответствующие документы готовятся и сразу же после партийной конференции, с учетом ее рекомендаций, будут представлены Центральному Комитету КПСС.

В-третьих, немало предложений и замечаний высказывается в связи с недостатками в практической деятельности государственных, партийных органов - медленной реализацией положений и даже извращением сути экономической реформы, проведение которой в значительной мере парализуется бюрократической позицией ряда министерств и ведомств, хозяйственных органов, сохранением прежнего административного диктата (под видом госзаказа, экономических нормативов и других новых методов управления), крайне медленными темпами научно-технического прогресса, отсутствием в некоторых регионах настойчивости и инициативы в решении продовольственной, жилищной проблем, использовании имеющихся возможностей для наращивания производства высококачественных товаров и расширения сферы услуг, искусственно создаваемыми препонами на пути развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности.

Разумеется, меры здесь должны приниматься незамедлительно.

О "ЧИСТКЕ ПАРТИИ", "ОТДЕЛЕНИИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ОТ ПАРТИЙНОГО РУКОВОДСТВА" И ДРУГОМ

Поступают предложения, которые вызывают дискуссии или попросту неприемлемы. Например, многие товарищи предлагают учредить "Значок члена КПСС". Мотивы? Это, мол, будет "напоминать члену партии о коммунистическом долге, удерживать от плохих поступков".

Есть и более серьезные вопросы. Скажем, некоторые товарищи предлагают отказаться от принципа демократического централизма и заменить его, так называемым, "принципом демократического внутрипартийного плюрализма". Обосновывается это допускавшимися в прошлом серьезными нарушениями начал коллегиальности и внутрипартийной демократии, свертыванием традиционной для ленинской партии свободы дискуссий. После апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС партия осудила эту порочную практику. Решение возникших на этой почве проблем КПСС ищет не на путях отказа от основополагающего, руководящего принципа ее организационного строения и деятельности, а в восстановлении в полной мере ленинского понимания принципа демократического централизма, согласно которому должны обеспечиваться свобода дискуссий на стадии обсуждения вопросов и единство действий после принятия решений большинством.

Много поступает предложений о проведении чистки партии. К слову, высказывались такие предложения и при подготовке к XXVII съезду КПСС. Можно понять озабоченность товарищей тем, что в рядах партии есть какая-то часть людей пассивных, равнодушных и даже таких, которые скомпрометировали себя плохой работой или недостойным поведением, чей образ жизни противоречит нашим нормам и идеалам. Партия решительно освобождается от таких людей. Достаточно сказать, что за последние два года из КПСС исключено и выбыло почти 327 тысяч человек - значительно больше, чем за предыдущие два года. Нормы партийного Устава, арсенал предусмотренных им средств организационного и идейного воздействия позволяют держать в чистоте ряды КПСС, укреплять дисциплину коммунистов, повышать их авангардную роль, не прибегая к методам чистки, применявшимся в 20 - 30-е годы. Этому, несомненно, хорошо послужит и проведение в период, оставшийся до очередного съезда КПСС, общественно- политической аттестации коммунистов, обсуждение на открытых партийных собраниях их работы, личного вклада в общественную жизнь своих коллективов, в дело перестройки.

Хотелось бы остановиться и на таком вопросе. Появляются публикации, в которых решение проблемы разграничения функций партии и государства, партийных и советских органов связывается с отделением Советской власти от партийного руководства. В этой связи подвергается сомнению обоснованность включения в Конституцию СССР положения о партии как руководящей и направляющей силе советского общества, ядре его политической системы, государственных и общественных организаций (к слову, это положение воспроизведено и в Уставе КПСС).

Думается, эти утверждения нельзя признать бесспорными. То, как в Конституции СССР, в Уставе партии определяется существо партийного руководства (определение генеральной перспективы развития общества, линии внутренней и внешней политики КПСС, руководство созидательной деятельностью советского народа, придание планомерного, научно обоснованного характера его борьбе за победу социализма), в сочетании с четким тезисом о том, что все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР, не дает никаких оснований для вывода, будто Конституция включает партию в механизм государства. И если такое произошло, то "виновата" здесь не Конституция, а отступление от нее, от ленинских принципов.

Для Владимира Ильича никогда не был дискуссионным вопрос о том, что функции партии и государства в социалистическом обществе должны быть разделены, что партия не должна быть субъектом власти, что партийные организации должны действовать в рамках Советской Конституции. Но именно В. И. Ленину принадлежат слова (из речи на Всероссийском совещании политпросветов - ноябрь 1920 года): "...Мы должны знать и помнить, что вся юридическая и фактическая конституция Советской республики строится на том, что партия все исправляет, назначает и строит по одному принципу...". "Признание главенствующей роли партии должно быть у нас в виду, и мы не можем упускать этого при обсуждении вопроса о деятельности, об организационном строительстве".

Несомненно, широкое, деловое общепартийное, поистине всенародное обсуждение Тезисов ЦК КПСС позволит XIX Всесоюзной партийной конференции принять продуманные, отражающие волю партии, всего народа решения, реализация которых сделает необратимой революционную перестройку, послужит мощным ускорителем движения нашего общества вперед, по ленинскому пути.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно