5 июня начинаются официальные торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси. Накануне празднества Управляющий делами Московского Патриархата митрополит Ростовский и Новочеркасский ВЛАДИМИР ответил на вопросы нашего корреспондента.
- Каково место Русской Православной Церкви в жизни нашего общества?
- Я хотел бы начать с того, что церковь - это организация, состоящая из живых людей. Несмотря на то, что, выражаясь богословским языком, церковь - богочеловеческая организация, в которой наличествуют и божеские, и человеческие элементы, она состоит в нашей стране из обычных советских граждан. И естественно, что мы, как неотъемлемая часть нашего народа, разделяем все заботы и тревоги, успехи и поражения, саму жизнь нашего общества. В самые страшные для нашей страны годы лихолетья (я имею в виду 30-е, 40-е годы) церковь была со своим народом и поддерживала его. Остается она с ним и сейчас.
Мы заинтересованы в том, чтобы ни внутри страны, ни извне никому не удалось посеять в нашем народе какое-либо разделение. Все равно на какой почве - религиозной, политической или национальной. Чтобы наш народ был един, потому что именно в этом его сила.
- А каковы, по-вашему, пути дальнейшего политического развития нашего общества?
- Церковь не является политической организацией. Мы не занимались по этому поводу специальными опросами епископата, духовенства или всей нашей религиозной аудитории. Как человек беспартийный, я считаю, что все должно быть подчинено, и партия в том числе, общему благу Отечества.
Нарушения основополагающих принципов марксизма - ленинизма, которые были допущены в нашем обществе, вылились в общее бедствие, которое мы сегодня признаем и о котором скорбим.
Мне кажется, что основное сейчас состоит в том, чтобы процесс осмысления необходимости обновления прошел через всю сущность нашего общества и каждой отдельной личности.
- Как вы оцениваете процесс перестройки, происходящий в стране?
- Церковь поддерживает все то прогрессивное, что происходит сейчас в жизни нашего общества. Мы за то, чтобы процесс демократизации развивался более быстрыми темпами.
Отношения между государством и церковью до недавнего времени были и сложными, и трудными. Сейчас эти отношения улучшаются, и мы уже начали получать многое из того, что способствует нормальной жизни церкви в нашем социалистическом обществе.
- Что конкретно уже исправлено в отношениях государства и церкви?
- Отменено требование документов при религиозных обрядах. Ведь долгие годы при религиозных обрядах требовались гражданские документы, и это было антиконституционным деянием. Но церковь не имеет права требовать от граждан никаких светских документов, и этого, кстати, не было и в законодательстве о религиозных культах.
При крещении детей обязательно должны были присутствовать родители, записывалось место их прописки, работы. Затем местные власти использовали эти данные в своих целях. Считалось, что таким образом можно бороться с религией. Но такая борьба только травмировала верующих и вызывала озлобление. А крестили все равно.
Государством переданы церкви некоторые монастыри, регистрируются и открываются новые приходы, отдаются в пользование верующим храмы, строятся новые.
Те храмы, которые мы получаем от государства в бесплатную аренду, мы, естественно, используем только по назначению, реставрируем их за свой счет. В остальных храмах государство вправе расположить любую организацию.
Но, мне кажется, совершенно неэтично использовать храмы под склады минеральных удобрений или какой-либо техники, размещать в них производственные и другие предприятия. Это неэтично не только по отношению к церкви, но и к своей собственной культуре.
- Каковы ваши предложения по совершенствованию действующего в нашей стране законодательства о культах?
- Прежде всего, чтобы новое законодательство отвечало ленинскому декрету о церкви. В нашей стране церковь отделена от государства. Выбор любым гражданином религии, атеизма или безразличного отношения к ним должен осуществляться исключительно на добровольных началах.
Чтобы законодательство воспрепятствовало искусственному делению граждан на верующих и неверующих. Такое деление, как свидетельствует история, может только способствовать развитию антагонизма и вражды.
Чтобы верующие могли беспрепятственно исполнять то, что им велит их вера. Я имею в виду не только беспрепятственное формирование и регистрацию у государства церковных общин, но и реальное содействие нормальному отправлению всех культовых обрядов с необходимым уважением к вере граждан.
Чтобы верующие имели возможность общения с духовенством не только в церкви, но и дома. Чтобы верующие могли пригласить к себе в дом священника не только к покойнику, но и к живому человеку.
Нам хотелось бы, чтобы законодательство учло наш огромный дефицит духовно - религиозной и духовно - нравственной литературы. Чтобы каждый верующий гражданин нашей страны мог бы свободно приобрести не только Библию, но и любую религиозную и духовно-нравственную литературу.
- Какому из предложений вы придаете первостепенное значение?
- В принципе, все наши предложения взаимосвязаны и одинаково для нас важны. И все же, первостепенным для нас является возможность беспрепятственной регистрации новых церковных общин. К нам в Патриархию ежемесячно поступает не менее 50 писем с просьбами зарегистрировать ранее существовавшие общины, которые были административно ликвидированы, а их храмовые здания отняты или разрушены. Это боль всей церкви, боль верующего народа.
До сих пор этот процесс остается сложным, хотя лед тронулся с сентября 1987 г. Количество приходов стало увеличиваться. В этом году в различных епархиях уже открыто 40 с лишним православных приходов, а общее число действующих храмов Русской Православной Церкви сейчас достигло 6893. Но это число внушительно лишь на первый взгляд. Храмов недостаточно, и поток писем, жалоб и просьб не уменьшается.
Мы этот вопрос выделили как первостепенный на встрече с М. С. Горбачевым в Кремле 29 апреля этого года. Михаил Сергеевич обещал доложить обо всем Советскому правительству и принять соответствующие решения.
- Чем, по-вашему, можно объяснить обращение части нашей молодежи к церкви?
- Я бы не сказал, что обращение молодежи к церкви связано с поиском какой-то свободы, будь то свобода религиозная, политическая или нравственная. Не сказал бы и того, что наша молодежь уж так сильно стала сейчас интересоваться церковью.
Обращение людей, в том числе и молодежи, к церкви я связываю со стремлением человека к духовному началу. Рано или поздно, на любом этапе своей жизни, человек испытывает духовную потребность, духовный голод.
Обращение молодежи к церкви может зависеть и от того, что долгое время религия и церковь преподносились ей в негативном свете. Срабатывала реакция от обратного.
Наконец, вся наша история, культура и цивилизация проникнута христианским духом, его принципами и началами.
- Каким образом происходящий сейчас процесс демократизации затронул Русскую Православную Церковь? Отразится ли это каким-либо образом в новом Уставе об управлении Русской Православной Церкви, который будет принят на днях Поместным Собором?
- В новом Уставе акцентируем внимание на соборности церкви. Мы хотим дать больше прав и возможностей приходским собраниям, епархиальным собраниям и епархиальным советам.
В 1961 г. вся власть в приходах была передана приходским советам и церковным старостам. Священник находился на правах наемного работника. Канонически и традиционно в Русской Православной Церкви священник всегда был главой, настоятелем верующей общины. Мы предполагаем восстановить это положение.
- Бывают ли случаи злоупотреблений среди священнослужителей?
- Церковь состоит из живых людей, подверженных всем человеческим слабостям. Хотя верующие, как мы считаем, в силу своих религиозных убеждений должны быть гораздо выше по своему внутреннему содержанию, цельности и чистоте. Злоупотребления бывают как со стороны рядовых верующих, так и со стороны духовенства. Они могут встречаться и впредь.
Церковь располагает воспитывающими, подчас очень суровыми методами наказания, вплоть до снятия священного сана с провинившегося клирика или отлучения от церкви неисправимого мирянина. Это крайние меры, и они направлены против тех, кто не имеет раскаяния или преступает все границы.
- Какие практические меры предлагает церковь в борьбе с человеческими пороками?
- Прежде всего терпеливую разъяснительную работу с самых ранних лет и везде, начиная, конечно, с семьи. Чисто административные меры не могут быть единственными и доминирующими.
В журналах я видел письма читателей, требующих ужесточить административные меры по борьбе с пороками, чаще прибегать к уголовному наказанию. Я не знаю, перевоспитывает ли уголовное наказание всех, подверженных ему. Прежде всего нужно создать атмосферу, дух, условия для социального и нравственного развития человека, при постоянном памятовании, что это не чужая, а наша - моя, твоя беда, а значит, и наша ответственность. Надо будить совесть людей и виновных и невиновных, открывать им глаза на жизнь, на общую ответственность.
Беседу вел Дмитрий ФЕДОРОВ