ПОЛОЖА руку на сердце, надо признать, что во все времена законопослушание было не самой большой добродетелью в России. Может быть, именно от этого наши беды, а не от дураков и плохих дорог?
О современном российском обществе размышляет заместитель Генерального прокурора России Александр ЗВЯГИНЦЕВ.
"Крепостники" и "смерды"
НАШЕ большое Отечество и сегодня продолжает во многом оставаться страной обычаев. Но обычай обычаю рознь! К примеру, во многих принятых на местах законах нет-нет да и просматриваются вполне отчётливо не принципы современного права, единые для всех и обязательные для каждого, а тени недоброй памяти Крепостного уложения. Что уж говорить о практике?
Судите сами: только в прошлом году прокуратура выявила 1 млн. 200 тысяч нарушений в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Причём абсолютное большинство, около 800 тысяч, было нарушениями трудового законодательства. Людям просто не платили, задерживали зарплату! То есть, по сути, обращались с ними как с крепостными. В Конституции России записано: "Гражданин имеет право..." Новые же "крепостники" читают: "Смерд презренный..."
Тут невольно вспоминается философия Фридриха Ницше с его уверенностью, что есть избранные и "свои", кому законы не писаны, а есть толпа и "чужие". Очень маленький шаг отделяет правовое государство от такого, где право есть только для избранных, для сильных. А закон, по их мнению, как и духовность, лишь отбирает силу у них.
В социологии есть такое понятие - аномия. Так называют время, когда в обществе происходит падение престижа права. Когда законы и общепринятые нормы перестают оказывать воздействие на поведение людей. Когда окружающая реальность побуждает к "двойной морали", вынуждает искать обходные пути для удовлетворения даже насущных нужд. Думаю, всем нам эти приметы хорошо знакомы. К счастью, этот период безвременья 90-х годов мы уже прошли. Но рецидивы прошлого надолго остаются в памяти людей. Вспомните, как в советскую эпоху всячески пропагандировалась нелюбовь к накопительству, мещанству. Но, по сути, речь шла о попытке построить процветающее, богатое государство из нищих людей. Не удалось. Потому что это была иллюзия, химера, обман. Теперь же мы впали в другую крайность.
Жизненный приоритет новых поколений - заработать как можно больше, как можно быстрее. И - любым способом.
Народ изголодался
НЕДАВНО проводился социологический опрос на тему, можно ли поступиться моралью ради того, чтобы разбогатеть. Среди пенсионеров только 21% согласились на то, чтобы их дети поступились моральными принципами ради того, чтобы стать богатыми. А 59% убеждённо ответили: пусть их дети будут бедными, но честными.
Совершенно противоположная картина среди молодых. Только 28% считают, что моральными принципами ради богатства жертвовать нельзя. А 54% готовы поступиться моралью и соображениями нравственными, если это потребуется для собственного обогащения.
За этими цифрами - целые поколения, готовые на всё ради того, чтобы нечестным путём выбиться в люди, войти во власть. Но между готовностью переступить через мораль и настоящим преступлением дистанция невероятно мала. Одно неминуемо тянет за собой другое.
В результате общество погружается в насилие, безответственность, обман, серость. В нём воцаряются не только жестокость и хамство сильных, но и общая тоска, раздражение, постоянное ожидание худшего. Такое общество обречено на застой и хроническое гниение. Его будущее - это та самая тёмная банька с пауками по углам, которой пугал нас один из самых страшных героев Фёдора Достоевского Свидригайлов. Это общество - лёгкая добыча соседей и конкурентов. Вот почему во все века люди искали способы ограничения самых примитивных, только биологических мотивов поведения человека. Конечно, величайшим подспорьем для них были Божественные откровения, заповеди, данные нам свыше, перед которыми закон встаёт на цыпочки.
Русские мыслители всегда понимали это. Они не верили в силу и успешность внешних реформ без душевного и духовного совершенствования человека. "Если внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма, никакой запрет, никакая угроза, никакое "избирательное право", - писал известный русский правовед, философ Иван Ильин. Именно Ильин - провозвестник грядущей России - сформулировал так называемые "аксиомы правосознания": чувство собственного достоинства; способность к самообязыванию и самоуправлению; взаимное уважение и доверие людей друг к другу.
Да, сегодня отношение к закону у нас подобно отношению к статуе Фемиды. Люди с почтением смотрят на неё, проходя мимо, порой даже снимают шляпы, но тут же забывают о её существовании. Правда, некоторые потом очень удивляются, когда Фемида призывает их к ответу.
Размышляя о том, когда следует закладывать в человека нравственные требования и начала, Кони убеждённо говорил: только в юные годы, годы учёбы и постижения жизни. В практической жизни среди злободневных вопросов зачастую бывает уже не до них, тогда уже поздно.
Чертополох на правовом поле
НРАВСТВЕННЫЙ фундамент, на котором формируются потом основы правосознания, в ребёнке закладывают родители и близкие. Государство, учебные заведения, общественные объединения приходят в жизнь человека позже. Но много ли у нас родителей, способных дать детям осознание собственных прав, которое воспитывает в ребёнке личное достоинство, но при этом доходчиво объяснить, что и другие наделены правами, которые надо уважать и нельзя игнорировать?
Ответ очевиден. Таких родителей у нас явно недостаточно. В результате у ребёнка, воспитанного вне понятий права, формируется, с одной стороны, "рабская душа", лишённая чувства собственного достоинства, с другой - он не готов уважать чужую личность, склонен к самодурству, агрессии.
Запоздалое и порой условное подключение государства и общества к воспитанию означает одно: ребёнок становится продуктом бытового воспитания в неблагополучной семье, на улице, которая преподаёт эгоистические и примитивные "премудрости".
Играют свою роль и плоды беспорядочного и хаотичного нормотворчества и правоприменения 90-х годов. Люди, которые видели, как обращались с законом в ту пору, вряд ли это забудут.
Брошенное поле зарастает чертополохом, а правовое поле - беззаконием и произволом. Поэтому надо уже сейчас поработать на этом поле хорошим лемехом. Это означает, что в современном российском обществе формирование правосознания, утверждение законопослушания должно стать задачей, от которой не имеет права уклоняться государство.
Строить государство - это значит "воспитывать в народе государственный образ мыслей, государственное настроение чувства, государственное направление воли", отмечал Ильин в 1922 году, незадолго до эмиграции.
Помню, в конце 80-х даже советская власть озаботилась проектом закона о юридическом всеобуче. Власть чувствовала, что на одной шаманствующей идеологии, без повышения правого сознания граждан страна существовать уже не может. Власть не могла, а вернее, боялась открыто взять в союзники Церковь, без участия которой невозможно переменить сознание человека.
Из ошибок прошлого нужно делать выводы. Нам нельзя погрязнуть в междоусобицах, ведь при согласии и малые дела множатся, а при его отсутствии и большие гибнут. Последствия нравственных болезней прошлого, к сожалению, будут сказываться ещё долго. Но я убеждён, что мы пошли на поправку.
Россия не раз начинала с чистого листа, не раз она видела политиков, которые, ублажая собственные амбиции, взваливали на свои слабые плечи непосильное бремя власти. Сегодня ситуация иная. У нас сильная власть, которую поддерживает народ. Мы можем открыто мыслить, мы ясно осознаём, что правовое воспитание может быть только воспитанием нравственно-правовым. И мы должны воспользоваться всеми этими благоприятными обстоятельствами.
Думаю, что довольно химер, и коммунистических и рыночных, довольно обманов и самообманов.
И как же не вспомнить здесь нашего современника, самобытного писателя и личность В. Шукшина, который с удивительной проникновенностью сыграл роль человека, нашедшего в себе силы продраться из тьмы к свету, возродил собственную душу, потянувшуюся из преступного смрада к добру и человечности. "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку... Помни это. Будь человеком".
Как просто. Но как верно.