Всемирно известный режиссер Питер Брук несколько дней был гостем нашей страны. В 60-е годы советские зрители смогли познакомиться с двумя его спектаклями - "Гамлет" и "Король Лир", ставшими классикой театрального искусства. Питер Брук возглавляет Международный центр театральных исследований в Париже. Предлагаем вниманию читателей фрагмент одной из его бесед с деятелями искусства и журналистами.
ВОПРОС. Господин Брук, как вы относитесь к такой функции театра, как терапевтическая? Считаете ли, что театр сегодня выполняет ее?
ОТВЕТ. Это одна из интереснейших возможностей, которой располагает театр. В связи с этим стоит вспомнить о древнегреческом поэте и певце Орфее. Согласно мифам, пение его очаровывало не только людей и животных, но даже реки, заслушавшись, останавливались в течении. Такой была сила воздействия его таланта. Наша труппа, например, имела опыт работы с душевнобольными людьми, хотя это очень опасно и требует большой деликатности. Театр - всегда терапия, и человек, уходя из него, должен чувствовать себя лучше, чем когда входил. Если подобное не случается, значит в театре что-то не произошло.
ВОПРОС. Господин Брук, какую зрительскую аудиторию вы считаете идеальной?
ОТВЕТ. Аудитория детского театра создает наилучшие условия для актеров. Реакция детей на происходящее на сцене всегда непосредственная и искренняя. У нас была такая практика: поработав над спектаклем, показать его в школах, и это помогало понимать то, что мы делали, глубже. И все же я считаю самой идеальной ту аудиторию, где есть и взрослые и дети. Если спектакль интересен и тем и другим, значит, это интересный театральный опыт.
ВОПРОС. Расскажите подробнее о центре, какие у него задачи, кто его финансирует?
ОТВЕТ. В труппе центра работают актеры разных национальностей, все вместе мы стремимся найти театральную форму, понятную любому человеку на земле. Разобщенность людей - вот что сейчас тревожит, поэтому театр для нас - форма человеческого единения, способ преодолеть эту разобщенность. Мы играем не только в специально приспособленных помещениях, но и где придется: на улице, какой-нибудь платформе, в деревнях. Наши зрители могут сидеть за столиками и пить кофе, стоять, включиться в игру. Направление нашего поиска - синтетический театр, разрушающий стену между актером и зрителем, рождающий эстетические и нравственные контакты.
Финансируют центр разные партии и правительство Франции.
Записала Р. ВАЛИТОВА