Недавно завершилась возобновленная 42-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, созванная для рассмотрения вопроса о финансовом обеспечении деятельности группы военных наблюдателей ООН по урегулированию ирано-иракского конфликта.
Необходимость созыва сессии была вызвана тем, что расходы на деятельность этой группы, состоящей из 350 наблюдателей, в ближайшие шесть месяцев составят 74 млн. долл., а для выделения такой суммы требуется разрешение Генеральной Ассамблеи ООН. Ассамблеей принято решение о создании специального счета, на который будут переводиться соответствующие средства.
Возобновленная 42-я сессия была созвана в период, когда ООН переживает серьезные финансовые трудности, вызванные тем, что США, начиная с 1985 г., в одностороннем порядке стали удерживать значительную часть своих взносов на оснований внутреннего законодательства. (Напомним, что под нынешним финансовым кризисом подразумевается острая нехватка наличности в ООН, которая должна поступать из общего фонда для финансирования бюджета. Доля США в этом бюджете составляет 25%. США в одностороннем порядке сократили ее до 20%, а также ввели ряд других ограничений, в результате чего они выплачивают менее 50% своего взноса).
По состоянию на 20 июня с. г. ООН недополучила в свой регулярный бюджет 654 млн. долл., в том числе 321 млн. недоплаты за прошлые годы (бюджет ООН на 1988 г. составляет 758 млн. долл.).
Крупнейшим должником по взносам в. регулярный бюджет ООН являются США, за которыми числится недоплата в размере 467 млн. долл. (252 млн. долл. - задолженность за прошлые годы и 215 млн. долл. - невыплаченный взнос за текущий год). К сожалению, аккуратностью в выплате своих взносов не отличаются и многие другие государства - члены ООН. Так, по состоянию на 1 января с. г. задолженность перед ООН имели более 80 государств. В прошлом расхождение между словом и делом было и у Советского Союза, практиковавшего удержания из своих взносов на некоторые виды деятельности ООН.
Начиная с 1985 г., СССР вносит свои взносы на деятельность ООН в полном объеме без удержаний (доля Советского Союза составляет около 12%). В апреле 1986 г. в ответ на обращение генерального секретаря ООН Советский Союз внес добровольный взнос в размере 10 млн. долл. на специальный счет, созданный для ликвидации финансовых трудностей ООН. В целях погашения своей задолженности в регулярный бюджет ООН СССР внес около 36 млн. долл.
Операции ООН по поддержанию мира финансируются не из регулярного бюджета, а по специальным счетам, создаваемым в начале той или иной операции. Схема распределения расходов на эти операции между государствами членами ООН также отличается от схемы начисления взносов в регулярный бюджет ООН. Бремя расходов при этом несколько выше для постоянных членов Совета Безопасности (так, СССР платит 14%).
Порядок распределения расходов устанавливается Генеральной Ассамблеей. Ее решения по финансовым вопросам носят не рекомендательный, а обязательный характер.
Следует отметить, что Советский Союз при создании Советом Безопасности вооруженных сил ООН не всегда был последователен. Так, воздержавшись в 1978 г. при принятии Советом решения о создании Временных сил ООН в Ливане, он до апреля 1986 г. не принимал участия в их финансировании. Начиная с нынешнего года, Советский Союз приступил к погашению накопившейся в результате этого задолженности и в апреле с. г. уже внес в этих целях 25 млн. долл. Остальная часть будет внесена в течение ближайших 3 лет.
При этом необходимо иметь в виду, что задолженность государств по финансированию вооруженных сил ООН не влияет на нынешний финансовый кризис ООН и относится исключительно к регулярному бюджету ООН.