Примерное время чтения: 13 минут
155

Ведущие научные учреждения страны разработали более 30 целевых проектов по изучению общества как единого целостного организма. Теоретический фундамент перестройки

Как идет перестройка в работе ученых-обществоведов? Об этом наш корреспондент беседует с первым заместителем заведующего Отделом науки и учебных заведений ЦК КПСС доктором исторических наук В. В. РЯБОВЫМ.

КОРР. Виктор Васильевич, на XIX партконференции М. С. Горбачев подчеркнул, что общественные науки в большом долгу перед обществом. Почему такое могло случиться?

РЯБОВ. Да, развитие общественных наук пока не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Зачастую они не только не опережают, но и не успевают осмысливать новые реальности нашей жизни и даже не обращаются к этим реальностям.

В настоящее время, в условиях перестройки, возникла острая необходимость в разработке целостной концепции развития социализма, в выработке научно обоснованных перспектив перестройки.

Обществоведы действительно в громадном долгу перед народом, перед обществом. Но попробуем разобраться, почему это произошло, в чем причина кризисного состояния в общественных науках.

Самый большой урон в период культа личности, как верно отметил М. С. Горбачев, понесли общественные науки. Подумайте, сколько потеряло общество от разгона философии, социологии, психологии, других наук. Сейчас ни для кого не секрет, что в угоду одному человеку переписывались целые исторические эпохи, подтасовывались и фальсифицировались факты, искажалась истина, "выкадрировались" исторические личности.

КОРР. Но ведь был XX съезд партии, давший оценку этой эпохе!

РЯБОВ. Да, XX съезд дал мощный импульс к возрождению роли общественных наук. Однако этот вдох кислорода оказался неглубоким. Субъективизм и волюнтаризм стали причиной свертывания теоретических поисков. Далее. Застойное время породило и застойность сознания, которое все более расщеплялось, обзаводилось двойным дном. Слово и дело становились врагами. Все это, как в зеркале, отразилось в общественных науках. Общественные науки были подавлены жестким политическим детерминизмом, командами сверху, когда одно непомерно восхвалялось, другое огульно разругивалось.

КОРР. Видимо, сказывалось то, что общественные науки тесно связаны с политикой...

РЯБОВ. Это так, но значит ли, что они должны быть у нее служанкой? Общественные науки должны иметь право на самостоятельный поиск истины.

КОРР. Но ведь было и научное мужество. Ведь были Вавилов, Капица, Королев!

РЯБОВ. Были, но единицы. Стоит признать, что многие ученые видели нарастание кризисной ситуации, предупреждали о ней, но на это не было должной реакции. А "невостребованная" наука рано или поздно умирает.

КОРР. Виктор Васильевич, с апрельского Пленума ЦК КПСС, перевернувшего всю нашу жизнь, прошло три с половиной года. Казалось бы, есть где развернуться ученым-обществоведам. Но пока глубоких теоретических исследований нового времени мы не видели.

РЯБОВ. Вы правы, пока преобладает критика общих положений, без глубокого проникновения в содержание предмета и конструктивных предложений. Многие ученые в перестройку не вовлечены, занимают пассивную, выжидательную позицию, а кое-кто ей препятствует.

Кроме того, в силу огромного дефицита философской культуры мышления, отсутствия культуры дискуссий мы встречаемся с крайне запальчивыми оценками и суждениями, злым субъективизмом, рьяной защитой групповых интересов, абсолютизацией той или иной точки зрения, крайней нетерпимостью.

Безапелляционность в суждениях, скоропалительность в выводах о новых явлениях общественной жизни, которыми грешат отдельные ученые, не помогают делу, а, наоборот, плодят слухи и сплетни, порождают недоверие к идеям перестройки.

Пока еще не удалось изменить психологию большинства ученых, которая формировалась на протяжении десятилетий в условиях господства стереотипов, приспособленчества, конъюнктурщины и т. п. В результате многими была утрачена способность к творческому мышлению. Этому способствовало отсутствие в обществе подлинного спроса на новые и смелые научные идеи. По-настоящему эта проблема не решена и сегодня, включая моральные и материальные стимулы генерации новых идей.

КОРР. Так что же, истинные творцы в науке в ближайшем будущем не проявятся?

РЯБОВ. Люди, способные двигать науку вперед, у нас есть. Но, к сожалению, долгое время зачастую решающим в оценках было не реальное лицо ученого и его вклад в науку, а преданность тому или иному шефу. Сложившаяся система групповщины десятилетиями развращала не одно поколение кадров высшей квалификации, порождая угодничество, кастовость, приверженность концепциям тех или иных академических авторитетов. Соображения амбициозности, ложной престижности и материальной ренты отодвигают на второй план истинные научные интересы.

Перестройку тормозит окостеневшая структура научных обществоведческих учреждений. Старая структура институтов пришла в столкновение с требованиями времени, необходимостью решения насущных задач изучения и развития нашего общества. Институтам необходимо придать гибкую, динамичную структуру, которая позволила бы быстро реагировать на возникающие проблемы и новые задачи. Эти возможности стали более реальными там, где сумели по-деловому перейти на новые условия оплаты и стимулирования труда научных работников, согласно постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. Надо решительно отказаться от оценки труда ученых по объему научной продукции (по валу), которая отрицательно сказывается на повышении качества научных исследований, на приращении новых заданий. Необходимо выработать новые критерии оценки труда научных работников, положив в их основу своего рода коэффициент полезности.

КОРР. А что делается для притока молодых сил в обществоведческие науки?

РЯБОВ. Одна из самых острых и наболевших проблем в обществоведении - подготовка научной смены. Приходится с горечью констатировать, что АН СССР, высшая школа не занимались серьезно изучением кадровых проблем в обществоведении, не учитывали динамику происходящих здесь процессов.

Наблюдается процесс старения научных кадров. К примеру, в течение нескольких лет никто из ученых моложе 30 лет не защитил докторскую диссертацию. И кадры обществоведов не стали исключением. Более того, если в целом по стране около 76% докторов наук имеют возраст старше 50 лет, то у историков партии этот показатель - 92,5%, у специалистов по политэкономии и теории научного коммунизма - 89%, а по диалектическому и историческому материализму - 87%. В то же время, по данным обследования, проведенного Госкомстатом СССР, не было ни одного доктора наук моложе 40 лет по специальностям "политическая экономия", "теория научного коммунизма", среди историков партии их доля составляла 0,2%, а среди философов - 0,5%. Вывод отсюда однозначен: нарушены преемственность в процессе подготовки научных кадров, оптимальное сочетание опытных и молодых ученых. По существу, была сломана традиция, в соответствии с которой ведущие ученые имеют свои школы, воспитывают себе смену.

За последнее время были приняты определенные меры по совершенствованию системы подготовки обществоведческих кадров. Так, в ряде университетов на исторических факультетах были созданы отделения истории КПСС, начата подготовка специалистов по прикладной социологии. Введены новые правила приема на обществоведческие специальности.

Подготовка молодых специалистов по общественным наукам сконцентрирована в 14 ведущих университетах страны.

В подготовке кадров высшей квалификации по общественным наукам важную роль играет аспирантура, где обучаются ныне более 4 тыс. человек. Однако ее работа далеко не в полной мере соответствует современным требованиям. С этого года вводится новая форма - 3-годичная докторантура, куда ежегодно будут приниматься 200 - 250 молодых, перспективных ученых.

Новое положение вводится и в аттестацию ученых-обществоведов. Для защиты диссертации будут не нужны многостраничные фолианты, которые, как правило, пылятся в хранилищах. На мой взгляд, защита должна в основном проходить в виде научного доклада или как результат опубликованных работ.

В ВАКе обновлены экспертные советы но общественным и гуманитарным наукам.

КОРР. Много претензий в последнее время высказывается и в адрес специальных обществоведческих журналов.

РЯБОВ. Это так, особое место в перестройке обществоведческой науки принадлежит научной критике, нашим журналам. Нельзя сказать, что каких-либо сдвигов в их деятельности не произошло. За последнее время постепенно меняют свой облик такие журналы, как "Вопросы философии", "Вопросы истории", "Вопросы истории КПСС" и некоторые другие.

Журналы стали больше публиковать документов, первоисточников. Так, "Военно-исторический журнал" опубликовал полностью приказ N 227 наркома обороны Союза ССР от 28 июня 1942 г. В начале 1989 г. журнал "Вопросы истории" начнет публикацию статьи К. Маркса "Разоблачение дипломатической истории XVIII века", которая ранее в нашей стране не издавалась. Конечно, это еще робкие шаги. Журналы должны быть возвышены до уровня подлинных генераторов идей на передовых рубежах науки. Необходимо решительно отказаться от старых привычек жить указаниями сверху, боязни новых идей, подходов, взглядов, смелых теоретических постановок и решений. Необходим прилив свежих сил на этот участок работы.

Хочу, однако, заметить, что начало уже положено. Заменено руководство многих обществоведческих журналов. "Вопросы философии", например, сейчас возглавил В. А. Лекторский, "Вопросы истории" - А. А. Искендеров.

Кроме того, происходят кадровые изменения в отделениях истории, философии и права, литературы и языка АН СССР, Институте марксизма-ленинизма, академических институтах. С этим пополнением, думается, связан определенный переходный период в развитии общественных наук. В науке каких-то результатов сразу достичь невозможно. Особые надежды - на молодое поколение ученых, воспитанное на новой методологии, новой источниковой базе. В новых условиях мы вправе ждать в ближайшие годы важных фундаментальных открытий.

КОРР. Виктор Васильевич, мы подошли к еще одному "больному" вопросу сегодняшнего обществоведения - источникам, учебникам. Не случайно, наверное, в школах отменили выпускные экзамены по истории, а студенты и старшеклассники говорят, что они учат историю по газетным и журнальным публикациям, а не по имеющимся учебникам.

РЯБОВ. Конечно, публикации, о которых вы говорите, могут служить источником знаний, но среди них много и таких, которые страдают определенными погрешностями, весьма непрофессиональными и поверхностными оценками как современной ситуации, так и пройденного советским народом пути. А это рождает новые "белые" пятна в истории. Кстати, наши ученые все-таки слабо занимаются популяризацией исторических знаний, довольно редко выступают на страницах газет и журналов, в том числе и в "АиФ". Здесь они явно уступают публицистам и писателям.

Теперь об учебниках. Вопрос этот поднимается не впервые. Но первый шаг в создании нового поколения учебников по общественным наукам уже сделан. Недавно, например, вышли из печати три учебных пособия: "Основы философии", "Научный коммунизм" и "Политическая экономия", которые можно считать своего рода переходными к учебникам нового поколения. Во всяком случае они несут в себе многие новые идеи перестройки, хотя по крупным теоретическим проблемам продвижение вперед в них и не так заметно.

Завершена подготовка учебников по марксистско-ленинской философии под редакцией академика И. Т. Фролова, политэкономии под редакцией члена-корреспондента АН СССР В. А. Медведева, научного социализма и коммунизма под руководством академика Г. Л. Смирнова. В этом году они выходят в свет. Главы из этих учебников публикуются в обществоведческих журналах. Госкомитет по образованию, кроме того, в помощь преподавателям готовит сборники статей, напечатанных в последнее время в периодических изданиях.

Хочу обратить внимание и на такой факт: крупные научные центры, где есть свои обществоведческие школы, сегодня имеют возможность выпускать учебные пособия, курсы лекций по общественным наукам. На Украине, например, эта работа уже начата.

КОРР. А не отразится ли такое многообразие учебников на знаниях будущего историка или политэконома? Не будет ли у него "разброда и шатаний"?

РЯБОВ. Наоборот, считаю, что такое разнообразие учебных пособий, тот плюрализм мнений, который будет в них присутствовать, заставит молодого человека искать истину, научит самостоятельно мыслить. Учебник - не святые тексты Библии. Учебник - это лишь пособие, помощь. Ни один учебник не может заменить работы самостоятельной мысли. Возьмите хотя бы представителей одного поколения, выпускников одних школ, вузов. Все учились по одинаковым учебникам, а какие все разные: один - мыслитель, другой - исполнитель, один - прогрессивен, другой - консервативен...

КОРР. Виктор Васильевич, а как идет работа над главным учебником по истории партии? Доводилось слышать от отдельных ученых, что работа над ним тормозится по причине недоступности архивных документов.

РЯБОВ. Работу над "Очерками истории КПСС" под руководством комиссии ЦК КПСС ведет группа авторов, среди которых ученые Института марксизма-ленинизма, Академии общественных наук при ЦК КПСС, вузов. Им предоставлено право пользоваться всеми документами партийного архива, которые необходимы для научной работы. Планируется завершить "Очерки" к концу 1989 года.

В ближайшее время Гособразование СССР подведет итоги конкурса на учебник по истории КПСС, который был объявлен в начале прошлого года.

Но вернемся к архивам. Ваш еженедельник об этом писал, приводил данные. Вопрос этот действительно болезненный. Главархиву СССР, министерствам и ведомствам поручено вести дальнейшую работу по пересмотру состава документов, находящихся на режиме секретного хранения, которых в настоящее время насчитывается 7 млн. единиц, и возможному переводу их на режим ограниченного доступа или открытого хранения. Рассматриваются и решаются аналогичные вопросы по партийным архивам. Так, для исследователей становятся доступными многие документы архива Коминтерна, других важных фондов ЦПА, ИМЛ. Но продвижение здесь пока медленное.

КОРР. Последний вопрос: смогут все-таки общественные науки стать тем теоретическим фундаментом, который необходим сегодня для дела перестройки?

РЯБОВ. Частично мы уже совместно ответили на этот вопрос. Главное, перестройка общественных наук - это требование жизни. Посмотрите, как всколыхнулось общественное сознание, как смело, неординарно стали мыслить люди, как под напором новых жизненных процессов и сил разрушается старое сознание. Задача общественных наук - стимулировать все это новое, быть своеобразным теоретическим арсеналом перестройки, помогать партии и давать ей научные прогнозы.

Ведущие научные учреждения страны разработали более 30 целевых проектов по изучению общества как единого целостного организма. Среди них и такая: "Человек, наука, общество", которой предусмотрены многообразные исследования человека. В последнее время значительно обогатились связи обществоведов СССР и социалистических стран. К примеру, впервые разработана долговременная программа сотрудничества ученых-обществоведов СССР и ГДР. В октябре этого года состоится симпозиум обществоведов социалистических стран по проблемам теории и практики социализма.

Уже проведена серия дискуссий по проблемам исторической науки, экономической реформы. Правда, пока в них много риторики, эмоциональных порывов, им не хватает культуры спора. Как и многому другому, этому еще предстоит учиться. Но есть и новации. Большой отзвук вызвала, например, научно-практическая конференция писателей и историков страны.

С трибуны XIX партконференции прозвучали призывы к коренной перестройке в общественных науках. Перед ведущими учеными АН СССР, обществоведческими организациями поставлена задача разработать проект основных направлений глубокой перестройки в общественных науках. Этот документ предполагается потом широко обсудить в стране.

Как видите, некоторые положительные тенденции наметились. Но их надо развить, углубить, сделать необратимыми.

Идейно-теоретическая база перестройки создает небывалые ранее условия для динамичного развития общественных наук. XIX партконференция подтвердила приоритетность научных исследований, вскрывающих ключевые проблемы механизма обновления экономической, политической и правовой системы, активизации трудовой деятельности масс, демократизации общественной жизни.

Словом, общественные науки постепенно занимают свое важное место в формировании общественного сознания, в перестройке нашего общества.

Беседу вела Л. НОВИКОВА.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно