Много вопросов, как свидетельствует наша почта, возникает при постановке людей на очередь для получения жилья.
На некоторые из них наш корреспондент Г. ВАЛЮЖЕНИЧ попросила ответить заведующего сектором жилищного законодательства, контроля за распределением жилых помещений Жилищно-бытового отдела ВЦСПС П. АНТОШКИНА.
КОРР. Павел Федорович, некоторые читатели, ссылаясь на то, что по жилищному законодательству норма жилой площади на одного человека не может быть менее 9 м"sup"2"/sup", с возмущением пишут, что их не ставят на квартирный учет, хотя на члена семьи у них приходится менее этой нормы. Для чего в таком случае она нужна?
АНТОШКИН. Дело в том, что в данном случае речь идет о так называемой норме пользования жилой площадью. Однако помимо нее в Жилищном законодательстве СССР установлены еще учетная норма и норма предоставления жилья.
Норма пользования жилой площадью - это оптимальное жилищное пространство, которое, согласно медицинским рекомендациям, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность. Согласно жилищному законодательству, эта норма не может быть ниже 9 м"sup"2"/sup" на человека. В большинстве республик, и в частности в РСФСР, она увеличена до 12 м"sup"2"/sup" на человека. На Украине составляет 13,65 м"sup"2"/sup".
Эта норма учитывается при плате за квартиру (так, например, в РСФСР площадь до 12 м"sup"2"/sup" на человека и 6 м"sup"2"/sup" на семью оплачивается в одинарном размере, а сверх этого - в тройном). Далее, при прописке, при сдаче жилья в поднаем.
Если у человека жилплощадь ниже установленной в данной республике нормы пользования, то прописка на нее другого члена не допускается, так же как и сдача жилья в поднаем.
Для постановки же на очередь для получения жилья существует учетная норма - это так называемый показатель нуждаемости в жилье. Сейчас, в зависимости от жилищной ситуации в том или ином населенном пункте, учетная норма составляет в основном 5 - 7 м"sup"2"/sup" и устанавливается местными органами власти.
Конечно, можно было сразу ставить на очередь тех, у кого нет 9 м"sup"2"/sup" на человека, но это значит, что сразу же возрастет очередь, и те, кто имеет 5 м"sup"2"/sup" на человека, могут оказаться за теми, у кого, скажем, 8 м"sup"2"/sup". Такое положение, думается, не будет справедливым, поскольку в первую очередь жилье должны получать наиболее нуждающиеся.
И, наконец, норма предоставления жилья - это размер жилой площади на человека, с учетом которого выделяется семье жилье. В большинстве республик ее минимальный размер - 9 м"sup"2"/sup", а максимальный - норма пользования.
КОРР. При каких условиях ставят на учет независимо от размера площади, приходящейся на человека?
АНТОШКИН. Эти условия определяются жилищными кодексами республик и местными правилами. К ним относятся:
- проживание в жилом помещении, не отвечающем санитарным и техническим требованиям (по заключению соответствующих органов, например санитарно-эпидемиологической станции и др.);
- проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в их составе имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (по заключению ВКК лечебного учреждения);
- длительное (срок устанавливается на местах) проживание на условиях поднайма и т. д.
Во многих республиках установлен определенный срок проживания в общежитиях, по истечении которого граждане принимаются на квартирный учет. Например, на Украине, в Киргизии, Латвии, Армении на учет для улучшения жилищных условий, независимо от размера занимаемого жилища, принимаются граждане при проживании в одной комнате лиц разного пола старше 9 лет, конечно кроме супругов. В других республиках существуют иные условия.
КОРР. Как же будет решаться проблема обеспечения каждой семьи отдельной квартирой, если на учет не ставят лиц, проживающих в коммунальных квартирах?
АНТОШКИН. Сейчас в некоторых регионах в местные жилищные правила внесены изменения, разрешающие принимать на квартирный учет лиц, проживающих в коммунальных квартирах. Но, к сожалению, такое правило еще не нашло широкого распространения. В настоящее время подготавливаются предложения о совершенствовании практики распределения жилья, в частности и о принятии союзного нормативного акта, в котором предусмотрено положительное решение этого вопроса.