В течение нескольких дней в центре внимания общественности находилась работа внеочередной сессии Верховного Совета СССР, на которой обсуждались шаги по коренной реформе политической системы СССР.
По окончании Пленума ЦК КПСС, в первый день работы внеочередной сессии Верховного Совета СССР перед журналистами в пресс-центре МИД СССР выступили член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС В. А. МЕДВЕДЕВ и кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР А. И. ЛУКЬЯНОВ.
В. А. Медведев рассказал о работе Пленума ЦК, о задачах по углублению перестройки. Он, в частности, отметил, что принятие Законов об изменениях и дополнениях Конституции СССР и о выборах народных депутатов - первый этап перестройки государственных органов, на котором решаются главным образом вопросы структуры высших органов государственной власти и выборов в них.
А. И. Лукьянов остановился на итогах всенародного обсуждения законопроектов, вынесенных на рассмотрение Верховного Совета СССР, коснулся готовящихся законопроектов, которые будут вынесены на первую сессию вновь избранного Верховного Совета СССР. Среди них были названы Законы о профсоюзах, о молодежи, о печати, гласности в работе государственных органов и общественных организаций, о добровольных обществах, об Основах уголовного законодательства, пенсионном обеспечении и другие. Затем были даны ответы на вопросы советских и иностранных журналистов.
ВОПРОС. Где можно было ознакомиться с поправками к проектам законов, предложенными в период работы специальной депутатской подготовительной Комиссии? Как был определен состав Комиссий ЦК КПСС? Не заменят ли они Секретариат ЦК?
ЛУКЬЯНОВ. Эти поправки затрагивают большое число статей. Значительная часть поправок была приведена, например, в бюллетене "Аргументы и факты", выходящем тиражом 10 млн. экземпляров. О них шла речь и в интервью руководителя Комиссии В. Г. Ломоносова газете "Правда".
МЕДВЕДЕВ. В Комиссии ЦК КПСС, как вы могли убедиться по опубликованным спискам, вошли члены ЦК КПСС, кандидаты в члены ЦК, члены Центральной Ревизионной Комиссии, обладающие наибольшим опытом в той или иной сфере партийной деятельности.
Могу сослаться на Идеологическую комиссию, которую мне поручено возглавлять. В ее состав входят товарищи из числа ведущих работников средств массовой информации, творческих союзов, из числа первых секретарей ЦК компартий союзных республик, обкомов партии. Включены представители рабочего класса и крестьянства. Состав Комиссии формировался таким образом, чтобы в максимальной степени учесть опыт, накопленный товарищами, входящими в состав ЦК, и чтобы была обеспечена возможность всестороннего многогранного обсуждения всех проблем, которыми Комиссиям предстоит заниматься.
Этот принцип применен и к формированию других Комиссий ЦК КПСС.
В Комиссиях предусмотрено и представительство союзных и автономных республик, других национальных образований Сделано одно отступление из общего правила: в состав Комиссий включены некоторые первые секретари ЦК компартий союзных республик, которые не являются членами ЦК КПСС в силу того, что они сравнительно недавно избраны на эти посты.
Что касается функций Комиссии, то это совещательные, консультативные и экспертные органы ЦК партии и его Политбюро Комиссии будут изучать по своим направлениям проблемы, вырабатывать и вносить предложения для ЦК партии.
По итогам изучения и рассмотрения того или иного вопроса Комиссии будут вносить проекты документов и аналитические материалы для обсуждения на заседаниях Политбюро и Пленумах ЦК.
Регламент работы Комиссий твердо не устанавливается, но имеется в виду, что они будут на регулярной основе заниматься изучением тех или иных вопросов, их анализом, подготовкой предложений, будут создавать рабочие группы для изучения этих вопросов, привлекать специалистов. Собираться Комиссии будут по мере необходимости, но не реже, чем 1 раз в 3 месяца.
Комиссии не имеют в виду как-то заменять Секретариат ЦК. Они будут работать под руководством Политбюро в тесном контакте с ним.
ВОПРОС. Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями от поездки в Латвию.
МЕДВЕДЕВ. В Латвии за последние месяцы наблюдается большое оживление общественных движений, повышение активности интеллигенции, молодежи и всего общества в целом. Это, безусловно, связано с общей обстановкой демократизации и гласности Люди возвращаются к активному участию в общественной жизни, анализируют проблемы социально-экономического развития республики, проблемы экологические национально-демографические. Повышение общественно-политической активности людей можно лишь приветствовать, если бы во всех случаях оно шло на пользу делу. Но на общем фоне положительных процессов в развитии республики появились нездоровые, в ряде случаев экстремистские проявления. Однако, я оптимистично смотрю на дальнейшие перспективы развития обстановки в республике.
ВОПРОС. Для подготовки Пленума ЦК КПСС по межнациональным отношениям отведен большой период времени. Каким образом этот Пленум будет готовиться?
МЕДВЕДЕВ. Проведение Пленума ЦК по межнациональным отношениям предусмотрено в середине следующего года. Эта можно объяснить рядом причин. Проблемы межнациональных отношений настолько сложны, глубоки и многообразны, что для их внимательного изучения и нахождения практических решений требуется время. Кроме того, эти проблемы очень "чувствительны", и лучше их анализировать и решать в обстановке общественного спокойствия.
Существуют и другие причины, в том числе определенная очередность рассмотрения вопросов Центральным Комитетом партии. В частности, намечен Пленум ЦК по проблемам развития сельского хозяйства и улучшения продовольственного снабжения страны (в конце зимы - по-видимому, в феврале), кроме того, предстоит проведение выборов народных депутатов СССР и Съезд народных депутатов СССР - формирование новой структуры государственных органов.
ВОПРОС. Какова сегодня сущность консервативных сил и тенденций и их роль в республиках, где остро стоит национальный вопрос?
МЕДВЕДЕВ. Консервативные силы и тенденции присутствуют в определенных настроениях, высказываниях - в том числе таких, что, дескать, "обострение межнациональных отношений порождено перестройкой", что "началась перестройка - начались нежелательные явления в ряде республик". В действительности же не перестройка вызвала проблемы в межнациональных отношениях. Перестройка, атмосфера гласности и демократизации лишь выявили те проблемы, которые назревали в течение длительного времени.
ЛУКЬЯНОВ. Часто консервативные силы, понимая, что перестройка рушит их позиции, рушит коррупцию и другие подобные вещи, пытаются столкнуть нас с рельсов перестройки на путь межнациональных столкновений. Как говорится, сдуешь пыль с межнационального конфликта, а под ним - голый интерес оставить все, как было прежде.
ВОПРОС. Считаете ли вы те решения, которые были приняты Верховным Советом Эстонской ССР, верным отражением общественного мнения в Эстонии?
МЕДВЕДЕВ. Если принципиальные вопросы изменения политической системы, которые нашли отражение в двух законопроектах, обсуждались в течение ряда месяцев и до XIX партконференции, и после нее, то решения Верховного Совета Эстонии были приняты спонтанно, под влиянием той части общественного настроения и тех эмоций, которые на какой-то период времени возобладали в республике. Они не были предметом предварительного серьезного, глубокого профессионального обсуждения. Поэтому я не склонен считать, что они являются адекватным отражением настроений общественного мнения населения республики, не говоря уже о том, что и в ЦК КПСС, и в Президиум Верховного Совета СССР пришло огромное количество писем, предложений, высказываний противоположного характера, в том числе из самой Эстонии.
Сейчас есть возможность здраво и трезво оценить, что же произошло, каковы действительные проблемы развития республики и какой ответ на них дается нашей общественностью, нашим руководством, и что принято под влиянием настроений, под влиянием агитации - в худшем смысле этого слова, которая была развернута некоторыми представителями "Народного фронта". Думаю, что в ходе этой работы все станет на свои места.
ЛУКЬЯНОВ. Решение Президиума Верховного Совета СССР по этому вопросу основано на четком Указании, содержащемся в статье 121 Конституции СССР, которая обязывает Президиум следить за соответствием республиканского законодательства союзному. Практика приведения Президиумом республиканского законодательства в соответствие с союзным существовала и существует - были такие случаи, например, по конституциям Эстонии, Молдавии и ряда других республик. В этом случае Президиум Верховного Совета СССР признает акт союзной республики недействующим, так как в соответствии со статьей 74 Конституции СССР в случае расхождения республиканского закона с союзным действует союзный закон. Здесь не надо видеть ничего сверхъестественного. Это общее правило, на котором зиждется наше единое союзное государство.
ВОПРОС. Возможно ли принятие "изменений к изменениям", то есть дальнейшее совершенствование законов?
ЛУКЬЯНОВ. Несомненно, практика внесет свои коррективы и, возможно, даже в те статьи Законов, которые мы сейчас принимаем, тем более что их принимает сейчас Верховный Совет, а право на изменение Конституции в будущем будет принадлежать Съезду народных депутатов СССР.