Примерное время чтения: 6 минут
160

20 млн. персональных компьютеров - такова наша потребность в них сегодня. Барьеры на пути в компьютерный век

На развитие информационного комплекса во всем мире тратят огромные финансовые средства. Так, в Европе в прошлом году было израсходовано около 35 млрд. долл., в США - 52 млрд. долл. Эта сфера человеческих знаний воздействует не только на науку, экономику, культуру, с ней вынуждены считаться и политики.

О том, как происходит процесс информатизации нашего общества, наш корреспондент кандидат технических наук Т. АНАНЬЕВА беседует с заместителем председателя Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике И БУКРЕЕВЫМ.

КОРР. Игорь Николаевич, ваш комитет создан немногим более двух лет назад, т. е. в то время, когда в стране началось повсеместное сокращение управленческого аппарата. Чем это объяснить?

БУКРЕЕВ. В каждом обществе есть ресурсы жизнеобеспечения, такие, как энергия, сырье и т. д. Все эти ресурсы обладают одним общим недостатком: со временем они убывают. Чтобы общество развивалось, приходится либо привлекать новые, либо заменять старые ресурсы на более перспективные. Сейчас пришла пора нового ресурса - информации, единственного продукта, не убывающего со временем, наоборот, ее объем с каждым днем увеличивается.

Если 10 лет назад было принято говорить, что объем научной информации удваивается каждые 5-7 лет, то в 80-е годы удвоение происходило за каждые 20 месяцев, а к началу 90-х годов оно будет происходить ежегодно. Чем больше и быстрее качественной информации внедряется в народное хозяйство, тем выше жизненный уровень народа, экономический и политический потенциал страны.

В развитых странах "производство" информации стало одной из самых прибыльных и стремительно растущих отраслей. В США информация и информационная технология превратилась в главный товарный продукт. Мы же существенно отстали в этой сфере.

Именно для руководства решением глобальной государственной задачи информатизации нашего общества и был организован ГКВТИ. Кроме того, комитет выступает в роли генерального заказчика по вычислительной технике.

Нам досталось очень тяжелое наследие. Всю предшествующую историю развития вычислительной техники можно назвать историей ведомственных баталий. Созданием вычислительных средств занимались разные министерства. Проектирование ЭВМ шло по ведомственным путям, и выпущенные машины оказывались несовместимы друг с другом.

Сейчас впервые за все время сформирован единый план научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ по вычислительной технике. К концу этого года будет выработана концепция, на основе которой в дальнейшем будет создана Государственная программа информатизации нашего общества. По предполагаемому проекту в каждую пятилетку средства, вкладываемые в информационный комплекс, должны как минимум удваиваться.

КОРР. В чем конкретно заключается концепция информатизированного общества?

БУКРЕЕВ. Суть проблемы в максимальном ускорении распространения и внедрения новых данных и знании во все сферы нашей жизни. Это станет возможным только на основе создания в самых широких масштабах общедоступных и открытых банков данных.

То есть предстоит в первую очередь создать такие базы. В США в 1987 г насчитывалось 3300 подобных общедоступных баз данных, в Англии - 2500, в ФРГ - 290. У нас таких баз пока нет. Есть лишь ведомственные базы для весьма ограниченного круга специалистов.

Вторая проблема - интегрированные сети связи, передающие все виды информации. Во всем мире наиболее перспективными признаны кабельные системы связи. 80% телевизоров, все персональные компьютеры в США подключены к такой системе. Мы же пока делаем лишь первые шаги в этом направлении.

И, наконец, третья проблема - компьютеры. Хотя у нас выпуск вычислительной техники ежегодно удваивается, машин явно недостаточно. Кроме того, обследования показали, что и имеющаяся в наличии техника используется у нас только на 50-60%. Огромное количество вычислительных центров работает ниже всех нормативов, а у достаточно большой армии программистов - их у нас 300 тыс. (для сравнения в США - 700 тыс. программистов) - производительность в 6 - 8 раз ниже, чем у их американских коллег.

Из создавшегося положения выход один - концентрация имеющегося парка ЭВМ в мощные центры коллективного пользования организация рынка программ, чтобы иметь возможность покупать их, а не разрабатывать каждый раз заново.

КОРР. Известно, что в США каждая вторая семья имеет персональный компьютер. А как у нас обстоит дело с производством этой техники?

БУКРЕЕВ. Мы отстали от ведущих зарубежных стран в области создания и применения персональных компьютеров приблизительно на 10 лет, а в быту у нас только начинают их применять.

При потребности в стране - 20 млн. штук компьютеров мы не можем решить проблему так, как ее решили в ПНР, ВНР, закупив технику на Западе. У нас масштабы иные, и поэтому надо осваивать свое массовое производство. Сейчас создаются заводы по производству персональных компьютеров, например, в Кишиневе - на 450 тыс. в год. К концу пятилетки общая цифра выпуска компьютеров составит 1 млн. 100 тыс.

КОРР. Не могли бы вы указать наиболее важные направления, в которых информатизация дала бы возможность получить ощутимые результаты в кратчайшие сроки?

БУКРЕЕВ. Это прежде всего сфера экономической информации. В условиях, когда предприятия получают большую хозяйственную самостоятельность, они постоянно нуждаются в оперативных достоверных данных о ценах, поставщиках, изготовителях, рынках труда и сбыта.

Компьютеризация всех финансовых расчетов в торговле снизит до минимума возможность разного рода злоупотреблений. Важной задачей представляется создание центров услуг по бытовой информации.

КОРР. Говоря о важнейших направлениях информатизации, наверное, надо затронуть и народное образование, особенно проблему всеобщей компьютерной грамотности.

БУКРЕЕВ. Всеобщей компьютерной грамотности нет и быть не может. Нелепо всех в школе обучать премудростям программирования, а вот научить обращаться с ЭВМ и изучать школьные предметы с ее помощью просто необходимо.

Известно, что 85% информации поступает в мозг человека посредством зрения. Зрительные образы наиболее запоминающиеся, они запечатлеваются в мозгу на всю жизнь. Задача использования ЭВМ в учебном процессе как раз и состоит в оптимизации процесса зрительного восприятия огромного количества информации.

В наших школах ЭВМ используются только на 0,1% от их возможностей, так как с компьютером школьники работают в лучшем случае на одном уроке "Основы информатики", а надо на всех, где требуется усвоение знаний в больших объемах и с большими скоростями

КОРР. Как обстоит дело у нас в стране с подготовкой кадров по информатике?

БУКРЕЕВ. Можно не быть специалистом по вычислительной технике и программированию, но, используя так называемую "дружественность" современных электронных систем, достаточно легко общаться с компьютером и решать на нем свои профессиональные задачи.

Для тех, кто закончил вузы, создаются специальные центры для обучения и повышения квалификации в этой области. За год в системе центров ГКВТИ прошли переподготовку более 30 тыс. специалистов по 480 специальностям.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно