Примерное время чтения: 4 минуты
256

Сила подземной стихии

О некоторых вопросах, связанных с землетрясением в Северной Армении, наш корреспондент А. ЛОГИНОВ беседует с заведующим лабораторией неотектоники и космической геологии Геологического института Академии наук СССР доктором геолого-минералогических наук В. ТРИФОНОВЫМ.

КОРР. Владимир Георгиевич, землетрясение в Северной Армении оказалось неожиданным. Неужели нельзя было его предсказать, предупредить трагедию? Существует ли система прогноза таких стихийных бедствий?

ТРИФОНОВ. Ответственно МОГУ сказать, что никто в мире сейчас не может точно сказать о времени предстоящего землетрясения. Мы можем говорить о зоне, но об эпицентре никто сведений дать не сможет. Правда, в 1974 г. китайцы спрогнозировали землетрясение и этим спасли сотни тысяч человек, выведя их из домов. Но через два года в Китае произошло сильнейшее землетрясение в Таншани, которое унесло 600 тыс. жизней. И они его не смогли определить заранее. То есть в частном случае мы можем сделать какой-то прогноз, но в общем методики определения предстоящего землетрясения в мире пока нет.

Что мы можем пока точно прогнозировать, так это активные зоны возможных очагов землетрясения (их мы называем зоны ВОЗ). Мы можем назвать районы, где проявляется определенная сейсмическая активность, т. е. определить опасные места.

КОРР. А есть ли какие-нибудь нормативные документы, определяющие зоны ВОЗ?

ТРИФОНОВ. "Да, есть карта общего сейсмического районирования. Но сразу же хочу сказать, что она устарела, так как составлена была 20 лет назад. Вот, к примеру, на этой карте район нынешнего землетрясения определен в 7 - 8 баллов. А на самом деле? В эпицентре, в городе Спитак, было 10 баллов, в Ленинакане - 9. Район Газли на карте оценивался в 5 - 6 баллов, а на самом деле два землетрясения (1976 и 1984 гг.) дали более 9 баллов.

И дело здесь не в том, что тогдашние составители плохо работали. Нет, они делали карту на уровне тех знаний, которыми тогда располагали. Сейчас наши знания о тектонических процессах углубились. И нам нужна новая карта.

КОРР. А для чего нужна ревизия этой карты?

ТРИФОНОВ. Для нашей практической работы. Возьмем опыт Газли. Когда восстанавливали город после землетрясения 1976 г., то в первое время соблюдали правила антисейсмичности построек. Но затем посчитали, что такой силы землетрясение единичное, что если повторно "тряхнет", то силой 5 - 6 баллов, как в карте. И стали забывать о сейсмичности строительства. Второе землетрясение 1984 г. разрушило такие дома и еще раз напомнило о том, чего забывать не следовало. И во второй раз сила толчка была больше тех цифр, которые есть в карте.

То же самое и в Северной Армении. Скоро здесь расчистят завалы и начнут возводить жилые дома, промышленные здания и объекты соцкультбыта. Не следует повторять ошибок предыдущих строителей.

КОРР. Некоторые наши читатели спрашивают: не могут ли спровоцировать землетрясение подземные ядерные взрывы?

ТРИФОНОВ. Как специалист я это исключаю. Наши ядерные полигоны очень далеко от зон ВОЗ И подземные атомные испытания не влияют на активность очагов землетрясения.

Но поскольку вы затронули ядерную проблему и ее связь с землетрясениями, позвольте мне высказать свою позицию в отношении строительства АЭС в сейсмических зонах. Да, во время землетрясения Ереванская АЭС не пострадала и дает сейчас ток. А если бы очаг был в районе АЭС и она бы вышла из строя? Был бы новый Чернобыль. На мой взгляд, наличие АЭС в зонах возможных сильных землетрясений и вблизи них нецелесообразно. И Ереванскую АЭС надо со временем закрыть. Так же как и не возводить Крымскую АЭС близ Керчи. В древности Боспорское государство (территория Керченского полуострова) пострадало от землетрясения силой 9 баллов. Где гарантия, что подобное не случится в будущем?

КОРР. Владимир Георгиевич, последний вопрос. Не повторится ли в Северной Армении в ближайшее время подземный толчок такой же силы?

ТРИФОНОВ. Это неизвестно. Но после такого сильного удара, как правило, идет процесс выравнивания напряжения в земной коре. Возможно, что толчки в этой зоне будут, но сила их будет меньше. И, естественно, те сооружения, которые выдержали мощный подземный толчок, устоят при более слабых. Но, повторяю, гарантировать это нельзя.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно