Примерное время чтения: 5 минут
218

Где ждать землетрясения? Спросите у Эммы Несмянович

Её прогнозы катастроф многократно выдерживали проверку фактами.

ГЕОФИЗИК Эмма НЕСМЯНОВИЧ не раз доказывала свою способность заблаговременно и точно предсказывать природные катаклизмы. К её сообщениям относятся с преступным равнодушием. И хотя хор титулованных учёных неспособен назвать день и час разрушительной стихии, ему заведомо больше доверия со стороны чиновников и учёных-коллег.

Она стоит тысячи кошек

УЗБЕКСКИЙ городок Газли трясло много раз. Поэтому, когда в начале 1984 года из Киева пришло предупреждение: через два месяца вас ожидает разрушительное землетрясение, городские власти отнеслись к сигналу серьёзно. 19 марта, когда 9 баллов по шкале Рихтера обратили город в руины, все восемь тысяч его жителей были выведены из помещений. А в газетах сообщили, что людей спасли кошки.

Спустя шесть лет совместный прогноз Несмянович и геолога Вадима Куришко насторожил коллег на Балканах: землетрясение 30-31 мая с эпицентром в Румынии принесёт много разрушений, в том числе в отдалённых Молдавии и Украине. Её вторично услышали - и опять обошлось без жертв.

Помимо сейсмической, метеорологической, геофизической информации, данных о повышении уровня грунтовых вод, выброса радона из земных трещин она в своих расчётах учитывает ускорение и торможение вращения Земли. А классическая наука признаёт только равномерное вращение планеты вокруг своей оси.

Кроме того, Эмма Ивановна учитывает циклы солнечной активности и фазы Солнца, Луны и ближайших к Земле планет, в отличие от академических коллег, считающих эти влияния астрологическими бреднями.

Но никакие расчёты, сделанные даже по самым совершенным моделям, не могут дать прогнозы столь высокой достоверности без подключения интуитивного видения, которому пока нет удовлетворительного объяснения. О нём Эмма Ивановна, наученная горьким опытом недоверия, предпочитает не говорить, но отрицать это своё решающее качество не может.

Спитак был предсказан

В ИЮЛЕ 1988 года она выступила на конференции в Томске и назвала дату: 7 декабря следует ждать страшного землетрясения на Кавказе. Краткий тезис её выступления - дата и место катаклизма - был опубликован в трудах конференции. Это был первый зафиксированный на бумаге достоверный прогноз землетрясения. Потому что потом был Спитак.

Долгие годы Несмянович возглавляла партию прогнозирования геолого-экологических аномальных явлений Центральной тематической экспедиции "Укрглавгеология". В этой прагматичной организации не очень-то ковырялись в прогностической "кухне". Победителей не судят - этот тезис прикрывал её от агрессивных нападок рыцарей официальной науки, уверявших, что стихия земных недр непредсказуема.

Скандальный успех одиночки на фоне коллективного бессилия институтов, оснащённых дорогостоящим оборудованием, был слишком заметен и колол глаза при росте кривой природных и техногенных катастроф. Даже администрации президента Кучмы пришлось сделать популистский шаг и посулить одарённому геофизику-оракулу миллион гривен на создание авторской лаборатории. В каких высоких кабинетах осел этот миллион? Для ответа на этот вопрос не хватило даже ясновидческого дара Эммы Ивановны.

Когда "Укрглавгеология" прекратила существование, пенсионерке Несмянович не оставалось ничего другого, как отдавать свои прогнозы в газеты. На протяжении шести лет украинские газеты "Друг читача", "Прапор коммунизму", русские "Киевские ведомости" и "Факты" ежемесячно публиковали её сейсмо-прогнозы. Это была неслыханная смелость: ведь регулярная газетная рубрика вынуждает ответственно относиться к своим словам - то, что вчера было предсказанием, сегодня проверяется по сводкам новостей.

Находясь в 1999 году в Киеве, я взял "Киевские ведомости" за 31 августа и прочитал об ожидавшихся в сентябре землетрясениях на Тайване и в Турции. А в сентябре информагентства сообщили об этих происшествиях.

Сотрудничество с киевской прессой кончилось в 2004 году, когда она предсказала "оранжевую" революцию и её крах. Лояльные к власти газеты не простили автору этой точности. С тех пор одинокий голос Несмянович не вырывается за пределы её киевской квартиры.

А земную мантию продолжает трясти.

Так, катастрофическое землетрясение грозит Петропавловску-Камчатскому, но никто не может определиться со временем. Самые интуитивные камчадалы годами спят в одежде. Эмма Ивановна могла бы вести мониторинг камчатской ситуации, но ей нужен постоянный приток геофизической информации. Оставшись в информационном вакууме, она не может выдать предупреждение.


МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Прокомментировать информацию мы попросили заместителя директора Института физики Земли РАН, доктора геолого-минералогических наук Евгения РОГОЖИНА:

- Я занимаюсь сейсмологией долгие годы, но о Несмянович прежде не слышал. Если бы у неё были точные прогнозы, наверняка был бы большой шум. Однако его не было после землетрясений ни в Газли, ни в Спитаке. Насчет учёта изменений скорости вращения Земли - очень сомнительно: ведь этот фактор должен сказываться на всех сейсмоопасных районах планеты, а не только на каком-то одном. Ну а то, что Эмма Ивановна предсказала "оранжевую" революцию и её крах, как геофизика её не украшает. Сам по себе описанный феномен интересен, но доверять ли его истинности - большой вопрос.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно