Примерное время чтения: 7 минут
153

Тряхнет ли Багдад Москву?

ЖИТЕЛИ столицы не привыкли бояться землетрясений. Во-первых, Москву никогда основательно не трясло, как, скажем, Ташкент. Во-вторых, ученые говорят, что этого и не может быть. Известно, что наш город находится в центре Восточно-Европейской платформы, а официальная геофизика считает ее мощным кристаллическим фундаментом. С другой стороны, периодически появляются гипотезы, выдвигаемые "альтернативными" учеными: дескать, ожидаемое в ближайшие годы землетрясение в Южных Карпатах неминуемо приведет к разрушениям в Москве; в самом центре города, под Кремлем, пересекаются два крупнейших разлома (т. н. кремлевский крест); разрушения домов или подъездов - это следствие неких точечных землетрясений; и вообще, Белокаменная вот-вот провалится под землю.

ВОЙНА в Ираке добавила масла в огонь. Теперь по городу гуляет миф о том, что стоит американцам сбросить в районе Персидского залива атомную бомбу, как в Москве "сдетонируют" подземные пласты, начнутся тектонические подвижки и высотные дома посыпятся, словно карточные домики. Впрочем, ядерного взрыва ждать необязательно: массированные бомбардировки Ирака так или иначе приведут к накоплению сейсмической активности Земли, и через несколько месяцев (и даже лет!) тряхнуть может в любой точке планеты. В первую очередь там, где человек ведет наиболее активную техногенную деятельность. То есть в мегаполисах.

Последствия непредсказуемы

ДЛЯ начала мы позвонили на сейсмическую станцию "Москва". "Нынешние бомбардировки Ирака мы не можем зарегистрировать, и это неудивительно. В городе и так очень высокий фон микросейсмических помех. Метро, автомобильное движение, работа предприятий, - пояснила руководитель службы Наталья Павлова. - А последствия бомбардировок действительно непредсказуемы. Вспомните, после военных действий в Югославии в течение года толчки до 4 баллов фиксировались в Польше, Греции, Франции, Испании - причем в тех районах, где их никогда раньше не было. То же самое наблюдалось после бомбардировок в Афганистане. Правда, Москва находится слишком далеко от этих регионов. Не думаю, что до нас могут дойти отголоски войны в Ираке".

А вот отголоски карпатских землетрясений, происходящих раз в 25-27 лет, до Первопрестольной всегда докатываются. В последний раз это случилось 7 марта 1977 г. Тогда в Москве ощущались толчки силой в 4-4,5 балла. Впрочем, к разрушениям они привести не могут - для этого требуется как минимум 7 баллов, но сейсмологи утверждают, что в столичном регионе такие сотрясения невозможны. "Что же до точечных землетрясений, то этого термина в геофизике вообще нет, - заключает Наталья Павлова. - Видимо, речь идет о просадках грунта, которые случаются из-за наличия карстовых пустот. Но к глубинным тектоническим подвижкам они никакого отношения не имеют".

Иного мнения специалисты Центра региональных геофизических и геоэкологических исследований "ГЕОН". Здесь считают, что глубинное строение земной коры (до 40 км) и происходящие в ней изменения неминуемо влияют на состояние так называемой верхней части осадочного чехла (от 0 до 50 м). И что строительство в городе надо вести, учитывая данные геофизических исследований. Ведь Москва расположена в очень тяжелой, геодинамически неустойчивой зоне. А техногенная деятельность человека может служить "спусковым механизмом" для возникновения природных землетрясений, увеличивая их разрушительные свойства на 3-4 балла.

Хорошевский крест

"МОСКВА стоит на региональном тектоническом узле. Он четко проявляется в различных геофизических полях (магнитном, гравитационном), в рельефе и геологическом строении, - утверждает зав. отделом разведочной сейсмологии центра "ГЕОН", доктор технических наук Ида Померанцева. - Так, на территории мегаполиса выделяются два крупных блока земной коры - северный и южный. Граница между ними проходит с запада на восток и строго по центру города, через Кремль. Эти блоки залегают на разных глубинах. Под Кремлем перепад глубин составляет 600 метров, а, например, в районе Овчинниковской набережной - 800 метров. По гравитационным показателям эта геологическая структура имеет только один аналог в Европе - Кавказские горы. Глубинная аномалия приводит к тому, что на поверхности начинают "ехать" дома: со временем в стенах образуются трещины. Несколько лет назад треснул дом на Овчинниковской набережной. Его снесли. На том же месте хотели построить 22-этажную высотку. Слава богу, строительство прекратили".

Кроме того, по данным центра "ГЕОН", в пределах Москвы выделяется глубинный разлом (до 26 км), проходящий с северо-запада на юго-восток через весь город - практически вдоль течения Москвы-реки. Еще один разлом "приходит" к нам со стороны Ярославской области. Эти две трещины образуют крест. Только не кремлевский, а... хорошевский.

Ученые провели детальные исследования в Хорошевском районе, который "славится" своей геопатогенностью. Выяснилось, что кроме большого перепада глубин между блоками земной коры там наблюдаются карстовые воронки и области, где карбонатные породы разрушены более чем на 90% (фактически это означает, что на глубине 60 метров вместо твердой породы залегает сплошная пыль). После того как ученые нанесли на карту все "нехорошие" участки и наложили их друг на друга, выявились две сейсмоопасные зоны. И в каждой из них были обнаружены саморазрушающиеся дома. Например, д. N 12 по Новохорошевскому проезду (сейчас его расселили и снесли). Или д. N 40, стр. 1, по ул. Тухачевского - в его стенах проходят вертикальные трещины.

"В геодинамически нестабильной зоне находится Курчатовский институт, - продолжает Померанцева. - Почему-то так вышло, что многие столичные новостройки тоже попали в зону разломов - скажем, "Алые паруса". Комплекс Москва-Сити собираются возводить в неблагополучном месте. Думаю, его наполовину не успеют построить: начнутся просадки и разрушения. Строители и проектировщики совсем не принимают в расчет особенности глубинного строения земной коры - в СНиПах учитывают только характер грунтов на глубине до 10 метров. А такие факторы, как разрушенность пород на глубинах 60 и более метров, подтопление территорий, остаются без внимания".

Кроме того, в Москве нет должного контроля над техногенным вмешательством в геологическую среду. В первую очередь это касается забора подземных вод либо, наоборот, закачки вод в карстовые пустоты. Подобная деятельность приводит к оживлению "потухших" зон разломов. Тектоническое напряжение постепенно возрастает, что неминуемо заканчивается подвижками блоков земной коры. А это и есть землетрясение. Можно называть его точечным, можно местным - суть от этого не меняется.

Земля помнит

ПО СЛОВАМ Иды Померанцевой, местные землетрясения силой в 4-6 баллов фиксировались в Москве неоднократно: "В Лефортове в ночь со 2 на 3 марта 1995 г. отмечалось несколько циклов колебаний. В районе Манежной площади 6 июня 1995 г. было 5-6 циклов сотрясений. 10 сентября 1997 г. съехал подъезд в строившемся доме на Мичуринском проспекте, а в течение двух предыдущих ночей мы регистрировали там локальные толчки. Тектонические подвижки приводят не только к обрушениям и трещинам. Их следствием могут явиться пожары - например, оборвется проводка, произойдет короткое замыкание".

Ученые считают, что интенсивность и количество местных землетрясений растут за счет все того же техногенного воздействия. В качестве примера они приводят разработку Ромашкинского нефтяного месторождения под городом Альметьевском в Татарстане. В процессе его эксплуатации под землю закачивались тонны воды - с целью выдавить из пластов нефть. В итоге сейсмически безопасный регион превратился в зону, где землетрясения стали обыденным явлением. Если в 1962 г. здесь фиксировались толчки силой меньше одного балла, то в 1982 г. трясти стало на 2-3 балла. В начале 90-х сейсмическая активность достигла 5-6 баллов, а количество землетрясений возросло более чем в пять раз.

"Процесс оживления разломов в Москве будет развиваться быстрее, чем это наблюдалось под Альметьевском, - считает Померанцева. - Далекие землетрясения могут давать здесь толчки до 7 баллов. И надо иметь в виду, что на больших этажах балльность возрастает. Если из Средней Азии к нам приходит 4,5 балла и на 9-м этаже трясутся стаканы, то нет никакой гарантии, что из Южных Карпат к нам не придут толчки, которые сумеют разрушить высотные здания. И как отзовутся бомбардировки Ирака на нашей сейсмической безопасности, тоже сказать трудно".

Похоже, Земля - очень маленькая планета. И она помнит обиды, нанесенные ей. Может статься, что за обиды, нанесенные далекому Багдаду, придется расплачиваться Москве. А вовсе не Вашингтону, как это могло бы показаться с точки зрения логики.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно