Примерное время чтения: 5 минут
210

В КАЖДОМ 4-м ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ КООПЕРАТИВЕ НЕДОСТАЕТ СПОРТОБОРУДОВАНИЯ. Медицинские кооперативы: год первый

ОТКРЫТИЕ медицинских кооперативов вызвало немало споров. Как среди организаторов службы охраны и укрепления здоровья, так и в широких: кругах общественности. Однако отсутствие статистических данных по большому кругу вопросов, касающихся их деятельности, затрудняет объективный анализ этого явления. И вот такая возможность представилась - Институт экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР и ВНИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко в 1988 г. провели исследование, с результатами которого мы и предлагаем познакомиться читателям.

Была проанализирована деятельность 75 кооперативов, работающих в 60 городах 9 союзных республик, а также проведен опрос посетителей 13 лечебно - консультативных, оздоровительных и медико-социальных кооперативов г. Москвы (опросом было охвачено более 1400 человек- Исследования показали, что преобладающее число кооперативов располагается в арендуемых помещениях. Собственное помещение имеется у 6,4% кооперативов.

Именно трудности в создании необходимой для нормальной работы материально - технической базы являются основными причинами, сдерживающими развитие кооперативов в здравоохранении. Нехватку медицинского оборудования и аппаратуры отметили 69% кооперативов, отсутствие помещения - 56%. Более 30% (опрашивались руководители кооперативов) указали на отсутствие методических материалов по организации кооперативов, экономическим, юридическим и финансовым аспектам их деятельности.

КТО ЛЕЧИТ?

Изучение кадрового состава кооперативов позволило установить, что врачи составляют большинство работающих в них - около 59%, в то время как в хозрасчетных медицинских учреждениях, также оказывающих населению платные услуги, врачебный персонал составляет лишь 21%.

Из врачей, работающих в медицинских кооперативах, около 6% - доктора медицинских наук, 24% - кандидаты медицинских наук и 44% - врачи, имеющие высшую и 1-ю квалификационные категории.

В соответствии с Законом о кооперации в деятельности кооператива можно участвовать в свободное время или избирать его основным местом работы. Как показало исследование, 10% врачей, участвующих в деятельности кооперативов, предпочли их в качестве основного места работы (в Москве этот показатель вдвое ниже). Среди средних медицинских работников доля работающих только в кооперативе в 2 раза больше. Это, по нашему мнению, свидетельствует о начавшемся оттоке медицинских кадров в кооперативы.

Развитие индивидуально-кооперативного сектора в здравоохранении привело к тому, что в настоящее время у высококвалифицированных работников при выборе вида трудовой деятельности формируется новая система приоритетов. На первое место выходит работа в кооперативе, затем ИТД, далее хозрасчетные учреждения. Как отмечают частнопрактикующие врачи и кооператоры, наибольшее значение при этом играют два фактора - материальный стимул и стремление более полно реализовать свои профессиональные возможности.

Во время исследования была определена доля средств, направляемых на оплату труда работающих в кооперативах. В среднем на эти цели расходуется 61% дохода. Причем разброс здесь большой: одни кооперативы направляют в фонд оплаты труда лишь 30%, другие - 85% полученных от реализации услуг средств. В числе последних - чаще всего только что организованные кооперативы.

Поиск источников стабильных доходов заставляет кооперативы искать новые формы обслуживания. Вот почему, помимо оплачиваемых непосредственно потребителями, медицинские кооперативы активно заключают договоры с предприятиями на предоставление им услуг лечебно - оздоровительного характера. Подобная форма работы применяется более 41% кооперативов.

КТО ЛЕЧИТСЯ?

Среди опрошенных в кооперативах основную долю составили работающие - 73,5%, пенсионеры - 10%; учащиеся - 4,8%.

Среди причин, побуждающих население обращаться за платной медицинской помощью в кооперативы, на первом месте стоит более высокая, по мнению больных, квалификация врачей - 56,4%. Затем следуют такие причины, как отсутствие необходимых врачей - специалистов в районных поликлиниках (34,9%) и более внимательное отношение медицинского персонала (33,9%).

К сожалению, несмотря на принимаемые кооператорами меры, проблема очередей возникает и там (на что неоднократно указывали посетители в своих замечаниях).

Данное социологическое исследование позволило выделить наиболее часто посещаемых врачей и виды лечебно - диагностических процедур:

"pre"

гинеколог 14,6% невропатолог 7% уролог 7% стоматолог 6,7% иглотерапия 4,9% мануальная терапия 4,5% гастроэнтеролог 4,1% психотерапевт 3,6% лечебная физкультура 3,2% массаж 3,1% иридодиагностика 3,1% хирург 3,1% кардиолог 2,5% эндокринолог 2,5% офтальмолог 2,5% нарколог 2,4%

"/pre"

Как видно из таблицы, среди оказываемых в кооперативах услуг явного лидера нет. Однако, если считать платные формы медицинской помощи своеобразным индикатором состояния государственной службы охраны и укрепления здоровья населения, то данная информация может быть использована организаторами здравоохранения для принятия конкретных решений в области планирования медицинской помощи.

"БОЛЬНОЙ" ВОПРОС

Независимо от того, получает ли пациент консультацию, курс лечения или диагностическое исследование, 13,6% больных израсходовали на одно посещение кооператива до 5 руб. 28,6% -до 10 руб., около 27% - до 15 руб., 8,4% - до 20 руб., т. е. почти 78% опрошенных истратили на посещение медицинского кооператива до 20 руб.

Для 8,2% опрошенных посещение обошлось до 30 руб., для 6,2% - до 50 руб. и для 0,8% - до 60 руб. Вместе с тем 7,3% больных заплатили за одно посещение свыше 60 руб.

Необходимо пояснить, что сюда относятся дорогостоящие виды медицинской помощи - стоматология и зубопротезирование, косметологические операции и прерывание непланируемой беременности, психотерапевтическая и логопедическая помощь, отдельные диагностические исследования.

Почти половина пациентов считает, что расходы на получение медицинской помощи в кооперативе обременительны для их семейного бюджета.

На вопрос, удовлетворены ли посетители оказанными им лечебно - оздоровительными услугами, 48% респондентов ответили утвердительно, лишь 4,6% опрошенных не понравилась организация и не устроило качество медицинского обслуживания. Остальные затруднились ответить.

Ряд посетителей отметил не всегда удобный режим работы специалистов, а также случаи невнимательного (!) отношения.

На вопрос, обратятся ли в случае необходимости больные в кооператив повторно, 62,7% респондентов ответили утвердительно, 34,6% выразили сомнение по этому поводу и только 2,7% посетителей не хотят больше обращаться за услугами в кооператив.

Г. ШВЫРКОВ, кандидат экономических наук.

В. ГРИШИН, врач, экономист.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно