Инструкции расписывают нашу жизнь от рождения до смерти. Вот только жить от этого не становится легче, а наоборот - все беспокойнее и сложнее.
В последнее время выходит много перспективных правительственных документов: о хозрасчете, аренде, кооперативном движении. Однако значительную часть здоровых идей топят нелепые инструкции. О них нам рассказывают читатели.
МНОГИЕ ПОЛОЖЕНИЯ постановления N 1115 "О переходе на новые условия оплаты труда", по моему мнению, устарели и не соответствуют духу и букве Законов СССР о госпредприятии и кооперации.
В частности, для чего нужно разрешение министерства и отраслевого ЦК профсоюза на переход на новые условия оплаты труда? Мы через это прошли - никому не позавидую - 3 комиссии, масса бездумных форм, 15 командировок в Москву специалистов, включая генерального директора. Больше всего поражает бюрократизм отраслевого ЦК профсоюза. Я уже не говорю о вахтере на входе, проверяющем документы. Мы пять раз ездили за согласованием - переоформляли, перезаполняли разные формы.
Или зачем нужна регламентация размеров надбавок и доплат работникам? Причем, говорят, из ФМП - что хотите делайте, а вот из фонда зарплаты только то, что написано. Тоже казус.
А согласование с вышестоящей организацией коэффициентов освоения трудоемкости, а заложенная в схеме должностных окладов регламентация названий отделов и бюро, а требование ежегодно с 1 января пересматривать премиальные положения? Все это от недоверия к заводским работникам, хотя кооператорам, оказывается, доверять можно. Там ограничений вообще никаких - может быть, поэтому и производительность труда у них значительно выше?
Далее. По Закону о предприятии, как известно, директора выбирает коллектив, а зарплату (оклад, надбавки, премии, вознаграждения и т. д.) устанавливает вышестоящая организация. Здесь не все стыкуется. Мы попробовали отступить от некоторых положений постановления N 1115 - теперь не знаем, как отбиваться от комиссий и проверок.
Думаю, что это постановление свое дело сделало - теперь оно становится тормозом. Надо двигаться дальше, и чем скорее мы это поймем, тем быстрее мы остановим отток квалифицированных специалистов в кооперативы, который уже начался.
В. Тарасов, кандидат экономических наук, Таллинн.
* * *
СУЩЕСТВУЕТ ДОКУМЕНТ Госкомцен СССР от 24.04.87 г, "О порядке оп латы продукции и услуг кооперативами и гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью", в котором установлены коэффициенты на оптовые цены при про даже кооперативам материалов, продукции. Например, металл в 2,5 раза дороже для кооперативов, чем для госсектора,
"pre"
- синтетические смолы, пластические массы и изделия из них - 4,5
- нефтепродукты - 2,0
- продукция легкой промышленности - от 1,07 до 6,0
- грузовые автомобили - 2,0
- запчасти и детали к легковым автомобилям - от 2,2 до 4,5
- запасные части к товарам культурно-бытового назначения - от 1,5 до 3,0
"/pre"
Повышенные цены для кооперативов на сырье, оборудование, комплектующие материалы и запчасти волей-неволей переносятся на розничные цены товаров, выпускаемых кооперативами. А население возмущается дороговизной товаров кооперативов. Кому же выгодно разжигать недовольство людей?
В Новосибирске побывали венгерские кооператоры. Они сказали, что никакой наценки у них нет - они работают в равных условиях с государственными предприятиями и организациями.
Кто же нам вставляет палки в колеса?
Ю. Сваровский, председатель производственного кооператива "Восход", Новосибирск.
* * *
В "СБОРНИКЕ методических и нормативных документов о переводе объединений и предприятий отрасли (имеется в виду Минприбор) на полный хозрасчет" в разделе "Типовое положение об образовании и использовании централизованного фонда развития производства..." на страницах 32, 33 (пп. 2 и 4) записано: "Средства централизованного фонда развития производства направляются в том числе на следующие цели:
- финансирование убытков и образование фонда развития производства планово-убыточных, малорентабельных объединений и предприятий".
"Средства резервов по фонду материального поощрения рекомендуется направлять на:
- формирование фондов поощрения планово-убыточных и малорентабельных объединений и предприятий;
- премирование работников министерства, а также оказание им материальной помощи".
Ну и т. д.
Вот так-то! Мало того, что бездельникам и дармоедам заранее дали гарантии на покрытие причиненных государству убытков, но и вторично подкрепили свои гарантии выдачей премий за незаслуженную работу.
И этот документ, компрометирующий основу хозрасчета, утвердили: министр, зам. пред. Госплана СССР, зам. министра финансов СССР!
Как говорится, комментарии излишни!
Р. Ж., Тольятти.