Примерное время чтения: 6 минут
116

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ СОСЕДЯМИ НЕ СПОСОБСТВУЕТ УКРЕПЛЕНИЮ ДОВЕРИЯ. Проверка на дорогах

"ОСТАНОВИТЬ русские шпионские автомашины, которые свободно разъезжают по дорогам Швеции". Такой анонс на обложке приложения к газете "Афтонбладет" от 4 ноября 1988 г. предварил опубликованный здесь же материал. Его автор Ю. Миид, ссылаясь на полковника шведской армии Эйнара Лютта, пришел к выводу, что водители из СССР, прикрываясь вывеской "Совтрансавто", приезжают в Швецию для того, чтобы "уметь ориентироваться на местности", поскольку на самом деле входят в состав специальных соединений.

"Многие (?!) подозревают, - пишет он, -что шоферы являются шпионами, которые исследуют проходимость дорог и мостов ввиду приближающегося русского вторжения". И заканчивает пугающим утверждением: "Придут в танках".

Увы, подобные публикации перестали восприниматься западными читателями как сенсационные. К ним в известном смысле уже привыкли. На рубеже 80-х начали сочиняться легенды о советских подводных лодках, будто бы таящихся среди скандинавских шхер. Теперь персонажами детективных историй, выдаваемых за документальные репортажи, наряду с подводниками стали водители "Совтрансавто" и их коллеги из других социалистических стран.

Советских шоферов, например, зачисляли и в танковые войска, и в офицерский корпус КГБ одновременно, объявляли разведчиками, потенциальными саботажниками и диверсантами. Утверждали даже, что машины "Совтрансавто" якобы оснащены электронной разведывательной аппаратурой и средствами связи с самолетами и спутниками-шпионами.

Предпринимались попытки застать водителей на "месте преступления", уличить в действиях, подрывающих безопасность Швеции, противоречащих шведским законам. Никаких обличающих материалов ни таможне, ни полиции, ни спецслужбам в течение многих лет собрать так и не удалось.

Прокомментировать ситуацию мы попросили тех, кто в СССР непосредственно отвечает за осуществление международных автомобильных сообщений.

Т. А. ТАТИШВИЛИ - генеральный директор внешнеторгового объединения "Совтрансавто":

- Публикация в приложении к "Афтонбладет" - наглядный пример того, из-за каких пропагандистских уток за рубежом складывается к нам негативное отношение. Никаких датчиков, передатчиков, телеаппаратуры на автомобилях "Совтрансавто", конечно же", нет. Ну а спутниковая связь из Москвы с автопоездами - это наша заветная мечта. Не имеем мы ее. И, видимо, не скоро еще будем иметь. А жаль! Она бы помогла ускорить доставку грузов.

В. В. САМОХВАЛОВ - бывший уполномоченный "Совтрансавто" в Швеции:

- Мне часто приходилось видеть подобные публикации. И даже комментировать их по просьбе шведских журналистов. Никто из них ни разу так и не сказал, кто из советских водителей, когда, в каком месте и как конкретно нарушал безопасность Швеции. Все строится на догадках, домыслах, предположениях.

Однажды я наткнулся на материал, который дополнялся рисунками. На них были обозначены места между внешней и внутренней стенами рефрижератора, где русские якобы помещают разведывательные устройства. Вполне вероятно, что неискушенный читатель таким иллюстрациям может и поверить. Но мы-то знаем, что все это "липа". Поэтому я сам неоднократно обращался к властям Швеции с предложением взять да и разобрать вплоть до "винтика" любой грузовик, прибывший из СССР, чтобы покончить с домыслами. Однако шведская сторона на это не пошла.

ТАТИШВИЛИ. Давайте представим, что советский водитель все же совершил нарушение шведских законов. Тогда местные власти должны его задержать, вызвать советского представителя, заявить о факте нарушения. И только после этого предавать его огласке.

Достаточно взглянуть на снимки, опубликованные 4 ноября 1988 г. в приложении к "Афтонвладет", чтобы понять, как это делается. Что за автомобиль изображен на верхнем фото? Таких в "Совтрансавто" нет. И вообще, о чем по этим фотографиям возможно судить? Какой-то грузовик едет по дороге, прицепы с надписью "Совтрансавто" скучают где-то на стоянке. Ну и что? Сфотографировать их можно было и в СССР.

А если ложная информация просочилась в печать, газета, журнал или автор должны принести свои извинения.

САМОХВАЛОВ. Однажды был такой случай, когда газета "Гетеборгспостен" опубликовала, мягко говоря, непроверенный материал. Там говорилось, представьте, что полицейские гнались за грузовиком на легковом автомобиле, но так и не смогли его догнать. Возможно ли такое?

Даже полицейский, на которого ссылались авторы, оскорбился и опроверг журналистскую байку, сказав буквально, что ни за кем он не гнался. Но дело в том, что подобные опровержения неэффективны. Они набираются мелким шрифтом и заверстываются так, что их с трудом возможно отыскать на газетных полосах. Другое дело "разоблачительные" материалы, о которых мы сегодня говорим, они и анонсируются, и снабжаются кричащими заголовками, и публикуются на видных местах, да еще по выходным дням, с тем, несомненно, расчетом, чтобы проинформировать о "коварстве" русских побольше читателей.

ТАТИШВИЛИ. И все же эта кампания рассчитана на людей, как бы лучше сказать, легковерных, что ли. У любого здравомыслящего человека, столкнувшегося с пропагандистским вымыслом, возник бы целый ряд закономерных вопросов и претензий к авторам. Ну посудите сами, имей шведские спецслужбы реальные основания, разве выпускали бы они вот так запросто советских шоферов, уличенных в шпионаже, домой в СССР. И уж во всяком случае, вряд ли позволяли бы им вновь посещать Швецию. Между тем перевозки между СССР и Швецией у нас постоянно осуществляют одни и те же водители объединения "Совавто- Ленинград".

Коль все они шпионы, то странно ведут себя представители шведских секретных ведомств: все видят, все знают и не принимают никаких мер. Если бы так было на самом деле, их давно бы разогнали.

САМОХВАЛОВ. Кстати, самим работникам секретных ведомств Швеции приходится признавать, что подозрения в отношении советских водителей не имеют под собой никакой почвы. В 1987 г. в газете "Экспрессен" я сам видел высказывание одного шведского офицера, который не скрывал, что постоянно наблюдает за движением советских автомобилей. Он заявил, что проверил больше 200 грузовиков, но ничего в них не обнаружил. А мы со слов водителей знаем, как производятся эти проверки.

Не так давно примерно в 100 км от Стокгольма на дороге Е-18 был остановлен грузовик "Совтрансавто" с двумя водителями, следовавшими в Норвегию. И с 10 до 15 часов автомобиль тщательно досматривали. Водителей ставили лицом к машине, обыскивали, даже заставляли снимать обувь. И, разумеется, ничего не нашли.

По этому факту МИДу Швеции было сделано представление. Однако никакого ответа мы до сих пор не получили.

Еще один довольно свежий случай произошел на дороге Е-4. Водители заночевали на придорожной стоянке. Их несколько раз будили, проверяли, снимали на видеопленку.

Такие эпизоды мешают развитию прочных добрососедских связей и совершенно не вписываются в атмосферу разрядки международной напряженности.

...Остается добавить от редакции, что вообще вся эта пропагандистская кампания выглядит неприглядно на фоне нового политического мышления, новых мирных инициатив, с которыми выступает советское руководство.

Мы испытываем самые дружеские чувства к шведскому народу. Наша страна - за либерализацию международных отношений. Пора и другим государствам идти в ногу со временем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно