В ОКТЯБРЕ 1903 г. в Луганске молодой рабочий паровозостроительного завода Гартмана Климент Ворошилов вступает в РСДРП. В 1904 г. он уже член, а вскоре и руководитель Луганского комитета РСДРП. В 1906 г. в качестве делегата луганской организации под фамилией Володин участвует в работе IV съезда партии. Здесь первая встреча с Лениным и со Сталиным. Через год Ворошилов - делегат V съезда РСДРП.
В ночь на 31 июля 1907 г. Ворошилов был арестован. С этого дня и до весны 1914 г. следует цепочка тюрем и ссылок, следующих одна за другой с небольшими перерывами.
После освобождения из последней ссылки он на некоторое время отходит от активной деятельности. Но по мере того как революция вновь набирает силу, Ворошилов постепенно возвращается в русло борьбы сначала в качестве рядового члена РСДРП в Петрограде, а вскоре после Февральской революции - председателя Луганского Совета рабочих и солдатских депутатов. В декабре 1917 г. Ворошилов уже председатель комиссии по охране порядка в Петрограде и член ВЧК.
КОНФЛИКТ В ЦАРИЦЫНЕ
С весны 1918 г. он снова на Украине: сначала на хозяйственной, а затем на военной работе. Сегодня трудно сказать, как сложилась бы судьба Ворошилова, не попади он тогда в Царицын. Здесь Ворошилов снова встретился со Сталиным, и эта встреча окончательно сформировала весь его дальнейший путь, его симпатии и антипатии, его политическое кредо.
В мае 1918 г. для организации обороны города и прилегающего к нему района Совнарком направил в Царицын в качестве военного руководителя Северо-Кавказского окружного комиссариата по военным делам бывшего генерал- лейтенанта старой армии А. Е. Снесарева, Из разрозненных партизанских отрядов он создал регулярные части и организовал оборону города.
Приказом N 4 от 23 июня 1918 г. Снесарев создает так называемую "группу Ворошилова", в состав которой вошли части бывших 3-й и 5-й Украинских армий. В дальнейшем эта группа была преобразована в 10-ю армию.
Сталин, а вместе с ним и Ворошилов не доверяют военруку Снесареву, и это недоверие выливается в яростную и жестокую борьбу против него и других военных специалистов - бывших офицеров и генералов царской армии.
Затем Сталин самовольно сместил, а затем приказал арестовать Снесарева, а вместе с ним и почти весь штаб округа. Лишь вмешательство инспекции во главе с членом ВЦИК А. И. Окуловым предотвратило расправу над военспецами.
17 сентября 1918 г. постановлением Реввоенсовета Республики был учрежден Реввоенсовет Южного фронта в составе: "наркома Сталина, предсовдепа Царицынского т. Минина, командующего Южным фронтом Сытина и его помощника Ворошилова".
Теперь Сталин и Ворошилов повели борьбу с бывшим генерал-майором П. П. Сытиным, который был облечен всей полнотой власти как командующий фронтом. Они отказались подчиниться приказу и потребовали "коллегиальной формы управления фронтом и коллегиального решения всех оперативных вопросов", не допустив Сытина принять командование.
Конфликт в Реввоенсовете Южного фронта разросся до угрожающих размеров. Им пришлось заняться Центральному Комитету партии. 2 октября заседание ЦК приняло предложение Я. М. Свердлова: "вызвать т. Сталина к прямому проводу и указать ему, что подчинение Реввоенсовету абсолютно необходимо".
Ворошилов и Минин пытались помочь Сталину отстоять перед Лениным и ЦК свою местническую позицию, но эта попытка успеха не имела.
Многие сподвижники Ворошилова по царицынской эпопее подчеркивают его личную храбрость в боевой обстановке. Несмотря на то, что в большинстве случаев его доблесть преувеличена и приукрашена, нужно отметить, что Ворошилов мог увлечь бойцов в атаку личным примером, быть хладнокровным в критических моментах боя. Командуя армией, он продолжал оставаться лихим партизанским командиром.
На VIII съезде РКП(б) "военная оппозиция", в состав которой входил и Ворошилов, выступила против линии ЦК на создание регулярной Красной Армии. Выступивший среди прочих Ворошилов пытался отстаивать партизанские методы руководства в армии, настаивал на отказе от использования военных специалистов в качестве командиров.
Ворошилов подчинился решению партии, взявшей курс на строительство регулярной армии, но полностью отрешиться от "партизанщины" он так и не смог.
ВО ГЛАВЕ 1-й КОННОЙ
Особое место в формировании легенды о Ворошилове занимает 1-я Конная армия. Со дня ее формирования - 19 ноября 1919 г. по май 1921 г. Ворошилов бессменно являлся членом Реввоенсовета армии 1-я Конная сыграла важную роль в ряде крупных операций гражданской войны. И наряду с ее командующим С. М. Буденным заслуга в этом принадлежит и К. Е. Ворошилову.
Однако роль его и Буденного в создании советской кавалерии и разработке ее тактики многие годы преувеличивалась. Истинным творцом "красной конницы" и ее тактиком был Б. М. Думенко, который, начав весной 1918 г. с небольшого конного отряда, через год командовал конной группой 10-й армии. На базе конной группы Думенко в июне 1919 г. был сформирован 1-й Конный корпус, в командование которым в связи с тяжелым ранением Бориса Мокеевича вступил его помощник - С. М. Буденный. Этот корпус в ноябре и был реорганизован в 1-ю Конную армию.
Когда в конце 1919 - начале 1920 г. Б. М. Думенко во главе нового созданного им корпуса совершил беспрецедентный по своим результатам поход от Царицына до Новочеркасска, на него было сфабриковано "дело". Внесли в него свой "вклад" и члены Реввоенсовета 1-й Конной. 29 марта 1920 г. Ворошилов, Буденный и Щаденко, каждый в отдельности, передали в Реввоентрибунал скрепленные подписями заявления, в которых утверждали, что Б. М. Думенко пытался склонить Буденного к совместному выступлению против Советской власти.
11 мая 1920 г. по приговору выездной сессии Реввоентрибунала Республики Думенко вместе с сотрудниками его штаба был расстрелян.
В марте 1921 г. Ворошилов участвует в работе Х съезда РКП(б) и впервые избирается членом ЦК. Тогда же в качестве комиссара Южной группы войск он участвует в подавлении Кронштадтского мятежа.
Весной 1921 г.. по окончании гражданской войны, Ворошилов получает назначение на должность командующего войсками Северо-Кавказского военного округа и вскоре избирается в состав Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б), секретарем которого был А. И. Микоян.
НАРКОМ ОБОРОНЫ
В конце 1925 г. Ворошилов стал наркомом по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета. В течение первых десяти лет пребывания его на этом посту советское военное ведомство не давало серьезных сбоев.
Заняв высший пост в Вооруженных Силах страны. Ворошилов в первые годы вел чрезвычайно активную работу по совершенствованию их организационной структуры, созданию и развитию технической базы, развитию сети военно-учебных заведений, поддерживал развитие военной науки.
В 1929 г. к 50-летию Сталина в печати появилось немало хвалебных материалов и приветствий в адрес вождя, но Ворошилов превзошел всех. Сегодня трудно сказать, кто готовил для наркома "материал" и какое конкретно участие в написании статьи "Сталин и Красная Армия" принимал сам юбиляр. Несомненно одно - эта статья, напечатанная в "Правде" 21 декабря 1929 г. и в дальнейшем неоднократно переиздававшаяся, стала частью фундамента, на котором в последующие годы было воздвигнуто здание культа личности Сталина.
Возвеличивая Сталина, Ворошилов не только приобретал значительные политические дивиденды в обстановке зарождавшегося культа своего близкого друга, он одновременно давал возможность увидеть в ином свете свою собственную роль и в гражданской войне, и в послевоенном строительстве армии и флота. Так постепенно начала складываться легенда о "первом красном офицере", которую Ворошилов растил, лелеял и очень умело эксплуатировал. И действительно, он не так уж плохо выглядел в роли наркома, особенно когда в ноябре 1935 г. ему в числе первых было присвоено звание Маршала Советского Союза.
К началу 30-х годов относится раскручивание страшной мельницы репрессий против сотен тысяч ни в чем не повинных людей, К. Е. Ворошилов - член Политбюро ЦК ВКП(б) и народный комиссар обороны Союза ССР - был непосредственным участником этих репрессий.
Когда 1 декабря 1934 г. был убит С. М. Киров, в Ленинград для расследования этого преступления выехала группа членов Политбюро. В их числе был и Ворошилов.
Через год с небольшим Ворошилов, Сталин и Ежов - члены комиссии Политбюро для разбора "дела" Каменева, Зиновьева, Пятакова, Радека и других. На всех без исключения процессах Ворошилов чаще других вместе со Сталиным фигурировал как объект "покушения" со стороны обвиняемых.
Какова же роль Ворошилова в разгроме военных кадров?
Надо отметить, что по существовавшему тогда законодательству всем командирам, кроме младших, предоставлялась неприкосновенность против ареста органами милиции и НКВД без специальной санкции нар кома обороны.
Для ареста крупных военачальников работники НКВД проводили специальные "операции", и в каждой из них определенная роль отводилась наркому обороны. Одних он вызывал в Москву на совещание (Уборевич, Якир, Кутяков) и предлагал ехать непременно поездом. Других, служивших в центральном аппарате, направлял к новому месту службы в какой-либо округ. Так было с Тухачевским. Аресты осуществлялись, как правило, во время остановок поездов в пути следования.
Когда схлынула основная волна репрессий, на пороге уже была война. Лихорадочные попытки Ворошилова и его новых помощников залатать огромные бреши в руководстве Красной Армии дали малозаметные результаты. Советско- финляндская война 1939-1940 гг. выявила огромные недостатки в организации боевых действий, руководстве частями и соединениями и, главное, вскрыла некомпетентность наркома обороны.
Крайне раздосадованный исходом войны, Сталин сместил Ворошилова с поста наркома и назначил заместителем Председателя СНК - на должность высокую, но ничего не решавшую.
В ТЕНИ БЫЛОЙ СЛАВЫ
В годы Великой Отечественной войны роль Ворошилова продолжала падать. В первое время он занимал крупные посты в стратегическом руководстве Вооруженными Силами, однако оказался несостоятельным, и только покровительство Сталина спасло его от "недремлющего ока" Берии.
После смерти Сталина Ворошилов стал Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Боясь разоблачений, он активно выступал против развенчания культа личности Сталина, поэтому оказался в составе группировки Молотова, Маленкова, Кагановича.
На XXII съезде партии было оглашено покаянное письмо Ворошилова. По предложению Н. С. Хрущева его простили и, более того, оставили в составе ЦК и Президиума Верховного Совета СССР.
Было ему тогда 80 лет.
Как-то Г. К. Жуков беседовал с Ворошиловым о бедственном положении крестьян. "Я Ворошилову сказал:
- Ты пошел бы и рассказал Хрущеву, до чего деревня дошла.
А он мне:
- Нет, я хочу, чтобы меня похоронили на Красной площади".
2 декабря 1969 г. К. Е. Ворошилов скончался. Так завершился жизненный путь человека, около сорока лет занимавшего высокие посты в руководстве государством и похороненного на Красной площади.
В. МИГУЛИН, кандидат исторических наук.