Как стало известно, в 199 избирательных округах необходимы повторные выборы народных депутатов СССР. Каков порядок их проведения? Можно ли при этом выдвигать лиц, которым не оказано доверие на общих выборах?
М. Садыков, Ленинград
ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ проводятся в тех случаях, когда по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов в народные депутаты СССР и ни один из них не был избран, либо выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, а также в случаях, когда повторное голосование не позволило определить избранного депутата.
Назначает такие выборы Центральная избирательная комиссия. По ее решению они будут проведены 14 мая 1989 года. Организация повторных выборов возложена на действующие ныне окружные избирательные комиссии. В прежнем составе будут работать и участковые избирательные комиссии.
Повторные выборы проводятся в порядке, установленном Законом СССР "О выборах народных депутатов СССР". При этом Центральная избирательная комиссия определила следующую очередность проведения основных предвыборных мероприятий: выдвижение кандидатов в народные депутаты СССР по избирательным округам производится не позднее 13 апреля; регистрация выдвинутых кандидатов в депутаты - не позднее 16 апреля; встречи кандидатов в депутаты с избирателями организуются со дня регистрации кандидата по 13 мая.
Голосование при повторных выборах будет проводиться на тех же избирательных участках, по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. Списки представляются для всеобщего ознакомления с 3 мая 1989 года.
Законом не запрещено выдвижение кандидатами на повторных выборах наряду с новыми и лиц, которые были ранее забаллотированы. Процедура повторяется, и это дело самих избирателей, тех коллективов, которые будут выдвигать новых кандидатов.
* * *
В эпоху гласности на страницах газет наконец-то стали появляться краткие биографии вновь назначаемых министров, председателей госкомитетов и других руководителей. Но, к сожалению, и здесь еще существуют зоны умолчания. Я, например, так и не видел нигде справочных данных о председателе КГБ СССР. Не мог бы ваш еженедельник восполнить этот пробел?
С. Поликарпова, Минск
КРЮЧКОВ Владимир Александрович, председатель Комитета государственной безопасности СССР, генерал армии, родился в 1924 г., сообщают "Известия ЦК КПСС". Русский. Член КПСС с 1944 г. Окончил Всесоюзный заочный юридический институт, Высшую дипломатическую школу МИД СССР. Трудовой путь начал в 1941 г. рабочим на заводе. С 1943 г. - комсорг ЦК ВЛКСМ на стройке, секретарь райкома, второй секретарь Волгоградского горкома ВЛКСМ. С 1946 г. в органах, прокуратуры Волгоградской области. После окончания ВДШ МИД СССР с 1954 г. третий секретарь отдела МИД СССР, третий секретарь посольства СССР в ВНР. С 1959 г. в аппарате ЦК КПСС: референт, зав. сектором, помощник секретаря ЦК. С 1967 г. на руководящих должностях в КГБ СССР. С 1978 г. зам. председателя, а с 1988 г. председатель КГБ СССР. Член ЦК КПСС с 1986 г. Депутат Верховного Совета СССР.
* * *
В "АиФ" N 6 сообщалось, что из госбюджета СССР на расходы избирательной комиссии было выделено 156 млн. руб. Интересно узнать, кто основной вкладчик в кассы партий при проведении предвыборной кампании в США?
С. Вахрушин, Калинин
СОГЛАСНО ДАННЫМ Федеральной комиссии по выборам, в период последней предвыборной кампании в США 1987/88 г. республиканская партия страны собрала 263 млн. долл., истратив из них 257 млн. Демократическая партия собрала 128 млн. долл. и истратила 122 млн.
87% средств республиканской партии поступило в виде прямых пожертвований отдельных лиц, 3% было переведено из фондов местных отделений партии, 1% - от политических комитетов, 9% - из других источников.
Демократы получили 68% своих средств в виде взносов отдельных лиц, 6% - от местных организаций, 8% - от комитетов политических действий и 17% - из других источников.
* * *
Как расходовались в 1988 г. средства Советского детского фонда им. В. И. Ленина?
Т. Серикова, Подольск
КАК СООБЩИЛ нам первый заместитель председателя правления Детского фонда Г. Савинов, на счет N 707 СДФ в 1988 г. от организаций-учредителей, учреждений, институтов и отдельных граждан поступило 74,5 млн. руб.
Одно из приоритетных направлений деятельности Детского фонда - оказание конкретной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Именно поэтому первым шагом фонда стало выделение средств на разукрупнение групп (до 10 человек) в домах ребенка, что потребовало введения почти 2 тыс. дополнительных ставок воспитателей. На их содержание Детский фонд выделил в прошлом году 2,95 млн. руб. Такая же сумма выделена и на 1989 г.
Вторым шагом Детского фонда стало приобретение автотранспорта для домов ребенка, детских домов и школ- интернатов. В прошлом году было израсходовано 1,5 млн. руб. на приобретение 230 автобусов, "рафиков", грузовиков. На эти же цели уже в этом году фонд выделил 1,6 млн. руб.
Большое внимание Советский детский фонд уделяет вопросам детского здравоохранения, охраны материнства и детства, борьбы с детской смертностью, уровень которой в нашей стране остается очень высоким. 18,6 тыс. руб. было выделено на медицинский десант в Читинскую область, 2 млн. руб. вложил фонд в медицинский десант, который летом 1988 г. самоотверженно работал в республиках Средней Азии и Казахстане - именно здесь отмечается самый высокий уровень детской смертности, достигающий пика в летние месяцы. В этих регионах учреждены новые должности: специальных доверенных врачей Советского детского фонда - главных специалистов Минздрава СССР, 40 специальных доверенных врачей, финансируемых фондом, будут работать в течение трех лет. В прошлом году на их содержание было выделено 86,4 тыс. руб.
Из средств Детского фонда в 1988 г. также выделено более 1 млн. руб. Армянскому отделению СДФ на оказание помощи детям, пострадавшим от землетрясения в Армении.
Значительные суммы были направлены Детским фондом школам-интернатам, на оказание материальной помощи многодетным семьям, на стипендии воспитателям детских интернатных учреждений, на помощь детям из Черновцов, перенесшим эпидемию, на прием во время зимних каникул 400 ребятишек из Армении и 30 школьников из Орджоникидзе, приезжавших в Москву по приглашению Детского фонда, и т. д. - всего около 50 тыс. руб.
На пленуме СДФ, состоявшемся в октябре прошлого года, были определены комплексные многолетние программы фонда, осуществление которых потребует значительных материальных вложений. Для этих целей на счету фонда лежит около 70 млн. руб. Названия программ - "Дети Чернобыля", "Жизнь ребенка", "Ответственность за детское здоровье", "Помощь маленьким инвалидам", "Соучастие в судьбе", "Семейный детский дом" - говорят сами за себя. В планах СДФ - строительство мини-"Артека" санаторного типа для воспитанников детских домов всей страны в Крыму, Центра здоровья Детского фонда в Оренбурге, образцового противотуберкулезного санатория-школы для детей народов Севера в Якутии. Среди самых важных акций СДФ можно также назвать строительство семейных детских домов, где дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обрести настоящую семью, оказание помощи детям с онкологическими заболеваниями...
Расходы на содержание центрального аппарата Детского фонда были произведены за счет собственной производственно-экономической деятельности правления СДФ и составили в 1988 г. 332 тыс. руб.
* * *
Какие города в свое время носили имя Сталина?
С. Мамедов, Баку.
ТАКОЙ ЧЕСТИ "великий вождь" удостоил шесть городов (не считая многочисленных поселков), расположенных в разных частях Советской страны. Еще в июле 1924 г. один из важнейших городов Донбасса стал называться Сталино. Прежнее его название - Юзовка (Юзово) - было связано с построенным там в 1869 г. металлургическим заводом англичанина Джона Юза. Затем, в апреле 1925 г., Царицын был переименован в Сталинград. В октябре 1929 г., накануне преобразования Таджикистана из автономной в союзную республику, его столица Дюшамбе стала Сталинабадом. А в 1932 г. воспетый В. Маяковским Кузнецк (тогда уже Новокузнецк) был превращен в Сталинск. Таким путем генсек присваивал себе рабочую славу Донбасса и Кузбасса, стремился поставить свое имя едва ли не выше имени Ленина.
Позднее, в 1934 г., к этим городам добавились еще два - Сталинири (до этого - Цхинвали) в Грузии и Сталиногорск (бывшие Бобрики) в тогдашних пределах Московской области.
После XXII съезда КПСС, на котором много и открыто говорилось о культе личности Сталина и массовых репрессиях, в конце 1961 г., все эти названия исчезли с карты нашей Родины.
Новокузнецку и Цхинвали были возвращены их прежние имена. Столица Таджикской ССР обрела название Душанбе. Остальным трем городам были даны новые наименования: Сталинград стал Волгоградом, Сталино - Донецком, Сталиногорск - Новомосковском (Тульская область).
Культ личности распространился не только на нашу страну, и в конце 40-х - начале 50-х годов имя "отца народов" отняло исконные имена у нескольких городов европейских социалистических стран.
Сталин - так назывались, например, Варна в Болгарии и Брашов в Румынии, а польскому городу Катовице присвоили название Сталиногруд. В Венгрии строился новый город Сталинварош (ныне Дунауйварош), в ГДР - Сталинштадт (ныне Айзенхюттенштадт). Отметим, что некоторые социалистические страны избавились от "культовых" названий городов раньше, чем мы, еще в 50-е годы.
В настоящее время носит имя Сталин один из городов в Албании.
А. ФИШМАН
* * *
Существуют ли в США объединения, схожие с нашими добровольными народными дружинами?
А. Мелналкснис, г. Юрмала, Латвийская ССР
В США СЕГОДНЯ действуют сотни многообразных "гибких" программ приобщения населения к борьбе с преступностью и ее предупреждению. К объединениям, оказывающим помощь правоохранительным органам, относится такая общественная организация, как "Национальный совет по преступности". Работа совета, осуществляемая в контакте с разного рода общественными организациями и полицией, финансируется из благотворительных фондов, а также за счет взносов коммерческих предприятий.
Сходные цели и у другой общественной организации - "Национальной лига предупреждения преступности силами населения", в которую входят сотрудники органов юстиции, полиции и шерифской службы, руководители ряда общественных организаций.
На местном уровне широкое распространение получили создаваемые при полицейских управлениях так называемые "совещательные комитеты граждан", в которые, кроме рядовых граждан, входят представители местных общественных организаций (в том числе религиозных), а также деловых кругов. (Последние способствуют изысканию необходимых денежных средств.)
Одним из способов предупреждения преступности является патрулирование горожанами территорий, обычно по месту жительства.
В некоторых районах США из рядовых граждан формируются специальные отряды, действующие совместно с полицией под контролем органа местного самоуправления. Руководит таким отрядом обычно шеф местного полицейского управления.
Другой формой добровольных объединений являются так называемые "сторожевые группы": соседи следят за безопасностью в их квартале или "микрорайоне" (если использовать наш термин), а также за сохранностью имущества друг друга. Члены групп нередко оснащаются радиоаппаратами для двусторонней связи и переговоров с полицией.
Для привлечения населения к борьбе с преступностью в полицейских управлениях создаются специальные подразделения, которые, в частности, проводят мероприятия, призванные формировать доверие населения к полиции.
И все же, несмотря на многообразие форм такой совместной деятельности граждан и полиции и даже большую активность американцев в их осуществлении, положительные результаты часто носят здесь временный или локальный характер. Происходит не столько ликвидация, сколько "вытеснение" преступности, ее перемещение в соседний район или город.
В. НИКОЛАЙЧИК, доктор юридических наук