Беседа нашего корреспондента Н. АКРИТОВА с главным техническим инспектором труда ВЦСПС Ю. СОРОКИНЫМ.
- Юрий Григорьевич, сколько людей в стране ежегодно погибает на производстве? В чем причины этой печальной статистики?
- По оперативным данным, в 1988 г. на производстве погибло 14,377 человек.
Анализ несчастных случаев показывает, что главными их причинами являются низкий уровень организации производства, грубейшие нарушения технологической, трудовой и производственной дисциплины, правил техники безопасности, безответственность и формализм в работе отдельных должностных лиц по обеспечению безопасности труда. Все это приводит к тому, что в стране ежедневно не возвращается с работы домой около 50 человек.
- Куда же в таком случае смотрит техническая инспекция труда профсоюзов, которая, как записано еще в Декрете 1918 г., "имеет целью охрану жизни, здоровья и труда всех лиц, занятых какой бы то ни было хозяйственной деятельностью"? И нужна ли она вообще?
- Судите сами. Ежегодно техинспекция пресекает около 3 млн. нарушений, многие из которых могли бы стать причиной производственных травм. Только в 1988 г. мы приостановили работу 235 тыс. машин, станков, свыше 4,2 тыс. цехов, дальнейшая эксплуатация которых угрожала не только здоровью, но и жизни трудящихся. За эти нарушения оштрафовано более 90 тыс. должностных лиц, свыше 9 тыс. руководящих работников освобождено от занимаемых должностей и 3,5 тыс. человек привлечено к уголовной ответственности.
Ежегодно техническая инспекция не принимает в эксплуатацию каждый седьмой объект до устранения недоделок по охране труда. Каждый третий проект на строительство и реконструкцию производственных объектов, рассмотренный инспекцией, возвращается на доработку.
Деятельность инспекции способствовала снижению производственного травматизма, в том числе и со смертельным исходом. По сравнению с 1980 г. общее число пострадавших уменьшилось почти на 149,5 тыс., а число погибших на производстве более чем на 5 тыс. человек.
Но все ли зависит от инспекторов? Ведь только в прошлом году на производстве погибло более 3 тыс. человек, находившихся на рабочих местах в нетрезвом виде. Может ли инспектор, на которого приходится в среднем около 150 предприятий и более 24 тыс. работающих, лично уследить за каждым выпивохой? До тех пор, пока к этому злу будут спокойно относиться бригадиры, мастера, руководители цехов и предприятий, наконец, товарищи по работе, положения не поправить.
- Я располагаю такими данными: из 2 тыс. обследованных новых станков, машин и оборудования, выпускаемых промышленностью, лишь 6% соответствовали нормам охраны труда. Не по этой ли причине у нас в стране ежегодно 690 тыс. рабочих получают производственные травмы?
- Не совсем так. Хотя из-за конструктивных недостатков ма шин и механизмов, станков и инструментов в стране ежегодно происходит до 6% смертельных и более 25 тыс. всех несчастных случаев на производстве. В связи с этим нами разработаны перечни оборудования, не отвечающего требованиям безопасности. Только в истекшем году было снято с производства около 300 видов таких станков и ма шин. В скором времени будут сняты еще 500 моделей. Руководителям ряда машиностроительных министерств направлены требования о принятии мер по устранению выявленных недостатков.
Задача нашей техинспекции - предотвратить проектирование травмоопасного оборудования. Но наши возможности не так велики. Поэтому мы ставим вопрос о разработке Закона об охране труда, в котором должны быть записаны нормы ответственности: кто, за что и как должен отвечать, если он нарушает, не соблюдает и не создает нормальные условия труда.
Кроме того, нередки случаи, когда на технического инспектора, который требует, скажем, приостановить то или иное производство или отказывается подписать акт о вводе в эксплуатацию какого-либо объекта, на местах оказывается давление, срабатывает так называемое "телефонное право". И инспекторы, по сути дела, не защищены от этого произвола, хотя именно с целью их независимости от местных властей было принято решение, что принимать и увольнять их с работы может только ЦК профсоюзов. Однако и это не является полной гарантией от давления на них местных органов власти различных уровней. Закон СССР об охране труда, безусловно, поможет устранению подобных явлении.
- Законов у нас много, да опыт свидетельствует, что уповать на них не приходится. Многие из них не выполняются. Не ждет ли предлагаемый вами закон та же участь?
- Чтобы этого не произошло, требуется соблюдение нескольких условий. Во-первых, четкость и ясность его изложения, не требующая дополнительных толкований и разъяснений. Во вторых, конкретная ответственность в широком смысле за его нарушение. И. наконец, безусловное знание требований Закона всеми участниками производственного процесса. Этому могло бы способствовать всенародное обсуждение его проекта, которое было бы одновременно хорошей пропагандой охраны труда.
- Контролем за безопасностью труда в стране занимаются многие государственные и общественные организации. Тем не менее эффективность их работы довольно низка. Что, по- вашему, необходимо предпринять для повышения ее результативности?
- Вы хотите сказать, что у семи нянек дитя без глазу. Думаю, что не грех позаимствовать опыт многих стран, где существует единый государственный орган, отвечающий за организацию и состояние охраны труда в целом по стране. Дело в том, что большое количество возникающих в этой области вопросов носят межотраслевой характер, для их реализации требуется объединение усилий различных министерств и ведомств, оперативного принятия решения на государственном уровне. Поэтому необходим единый государственный орган, наделенный соответствующими полномочиями оперативно решать такие вопросы.
Если в других странах охраной труда занимаются специалисты, то у нас, как правило, люди, не имеющие специальной подготовки. Видимо, отсюда и соответствующее отношение к этой службе, и объяснение того факта, что сейчас экономия заработной платы на предприятиях идет за счет сокращения в первую очередь работников этой службы.
Думается, что ситуацию надо выправлять, а не усугублять. В свое время по настоянию ВЦСПС в технических вузах были введены кафедры охраны труда. Но сейчас их либо ликвидируют, либо сокращают объемы лекций. Это недопустимо. Более того, пора начать подготовку специалистов в области охраны труда.
По опыту ряда стран надо ввести специальность "инженер по охране труда", а у нас должность на предприятиях существует, а специальности нет. Абсурд. Эти вопросы мы поднимаем уже на протяжении многих лет. Однако сначала Минвуз СССР, а теперь Гособразование СССР занимает прямо противоположную позицию, видимо, недооценивая важность этой проблемы. К сожалению, и отраслевые министерства, в руках которых заказ на специалистов, также занимают пассивную позицию. Чтобы убедить их, пожелания или даже решения ВЦСПС недостаточно. И это еще один аргумент в пользу Закона об охране труда.