52

ОБЗОР ПИСЕМ ПО ЭКОЛОГИИ. Земля и люди

В НАШЕЙ экологической почте представлена география всей страны. Почти в каждом письме - просьба помочь остановить нашествие на родной город или село очередных "покорителей" природы, которым все нипочем - ни протесты общественности, ни мнение ученых, ни даже официальные запреты. Странная сложилась ситуация: когда нужно вырастить хлеб, сделать хороший станок или сшить красивую одежду - хозяйственные руководители жалуются на командно административную систему, мол, им шагу самостоятельно ступить не дает.

И зачастую это действительно так: новую модель платья, прежде чем она попадает в серийное производство, будут согласовывать и утверждать до тех пор, пока она не выйдет из моды. Зато электростанции, заводы, плотины, каналы почему-то можно строить, не обременяя себя такой тщательной подготовкой, особенно в той части, которая касается экологического обоснования строительства. Не раз комиссии и экспертизы, созданные по настоянию общественности, выявляли техническую и экологическую несостоятельность осуществляемого проекта, когда уже освоены миллионы рублей. Но много ли мы знаем случаев, когда стройка отменялась либо прекращалась в результате этого? Нередко бывает как раз наоборот: не ограниченное в средствах ведомство начинает форсировать строительство, стараясь сделать ситуацию необратимой. И чувствует оно себя в пределах той же командно-административной системы вполне комфортно. Именно к такому выводу, приводят письма читателей. Вот, например, одно из них, от Л. Андреевой из Николаевской области:

"С первого колышка, т. е. с 1975 г., я работаю на сооружении Южно-Украинской АЭС (Николаевская обл.) экономистом. Участок наш ведущий - выполняет бетонные работы на сооружении главного корпуса. Годовой объем работ - 6 млн. руб.

Меня побудило написать вам интервью с председателем Госкомприроды СССР Ф. Моргуном ("АиФ" N13). Он сказал, что "недавно приостановлено финансирование строительства четвертого блока Южно-Украинской АЭС". Но как же так? Ведь работы ведутся. И во втором квартале нужно освоить на главном корпусе 1,4 млн. руб. А это значит, что 21,5 тыс. кубометров бетона будет уложено.

Зачем же этот обман?

А как мы строим? Еще академик Легасов говорил, что строим и эксплуатируем АЭС недостаточно подготовленными кадрами. И я согласна с ним. Как можно привлекать на строительство АЭС осужденных? А у нас очень много рабочих из исправительно- трудовой колонии".

Факты, приведенные Л. Андреевой, подтверждают в своих письмах многие жители Николаевской области - В. Евдоков, Н. Власенко, Л. Суслова и др. Они спрашивают: "Почему так свободно в своих действиях Минатомэнерго даже после негативной оценки строительства экспертной комиссией, созданной по поручению Совмина СССР?".

Все они констатируют, что могущественного защитника природы в лице Госкомприроды нет. Комитет существует как очередное ведомство при Совмине, то есть при руководителях все тех же ведомств, чью деятельность они должны бы контролировать.

Адресов похожих ситуаций читатели называют немало. Но разобраться в каждой из них редакции, да и другим столичным инстанциям не под силу. Да и нужно ли, если есть подлинные хозяева своей земли - местные Советы народных депутатов?

Но есть ли у них возможность отстоять экологическую безопасность своей территории? Ответить на этот вопрос мы попросили зав. сектором Советов и проблем комплексного развития территории Института государства и права АН СССР доктора юридических наук Е. И. Кореневскую.

- Законодательство о местных Советах возлагает на них государственное управление и государственный контроль в области использования и охраны природных ресурсов. Любое строительство на территории должно согласовываться с местным органом власти. Закон дает местному Совету право запрещать или приостанавливать строительство, ведущееся с нарушением требований законодательства.

В случае отставания сооружения природоохранных объектов Совет имеет право потребовать от заказчика в конкретные сроки устранить отставание.

Закон СССР об охране атмосферного воздуха предоставляет исполнительным комитетам местных Советов право переводить на специальный режим работы или временно приостанавливать работу предприятий, организаций до устранения вредных воздействий на атмосферу, угрожающих здоровью людей.

Важную роль в определении того, насколько режим работы строящихся объектов соответствует правилам экологической безопасности, могла бы сыграть экологическая экспертиза.

Однако по действующему законодательству проведение такой экспертизы возлагается, как правило, на те же ведомства. Некоторое продвижение в решении этого вопроса наметилось с выходом в свет постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. "О коренной перестройке дела охраны природы в стране". Проведение вневедомственной государственной экологической экспертизы возлагается постановлением на Государственный комитет СССР по охране природы, органы которого в краях и областях работают под руководством местных Советов. Однако все еще не установлены порядок назначения экспертизы, круг органов и лиц, которые могут требовать ее проведения, ответственность за качество экспертизы в случае наступления негативных последствий и т. п. Все эти вопросы должны быть решены в Положении о порядке проведения экологической экспертизы, которое пока находится в стадии разработки.

В настоящее время идет работа и над проектом Закона СССР "О местном самоуправлении и местном хозяйстве", задача которого расширить реальные права и материально- финансовые возможности местных Советов. Необходимо использовать эту возможность, чтобы гарантировать местным органам власти право не только требовать соблюдения всех норм и правил охраны окружающей среды, но и воспрепятствовать их нарушению. Местные Советы должны иметь право требовать проведения экологической экспертизы в тех случаях, когда считают это необходимым. Отсутствие таковой должно служить основанием для запрещения строительства.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно