В столичных кинотеатрах состоялась премьера нового художественного фильма "Слуга". Вскоре эта картина выйдет на экраны и в других городах. Имя ее режиссера Вадима Абдрашитова наверняка известно тем, кто интересуется кино: "Остановился поезд", "Охота на лис", "Парад планет", "Плюмбум, или Опасная игра" - эти и другие картины, снятые Абдрашитовым по сценариям его постоянного соавтора Александра Миндадзе, отличают социальная чуткость, зоркость и в то же время умение "фокусировать" восприятие на вещах сущностных, глубинных, "вечных".
На недавнем XXXIX Международном кинофестивале в Западном Берлине "Слуга" получил два специальных приза: приз имени основателя фестиваля Альфреда Бауэра - "фильму, открывающему перспективы в развитии кинематографа", и приз Международного центра евангелистов "За диалектическое раскрытие проблемы преступления и наказания". А осенью этого года Центр евангелистов намерен провести специальный симпозиум, посвященный кинокартине "Слуга".
Судить о ней, конечно, зрителям. А сегодня свою новую работу представляет сам режиссер В. АБДРАШИТОВ.
- Зрители обычно спрашивают: как возник замысел той или иной картины, в каких взаимоотношениях она находится с реальностью, с действительностью? Поводом к появлению "Слуги" стала статья в одной из центральных газет о карьере крупного коррумпированного чиновника, о судебном следствии в связи с этим, и была там одна строка о том, что шофер этого чиновника был практически его слугой, порученцем в разных делах и делишках. История слуги нам показалась интересной.
Кроме того, если говорить о другом персонаже фильма - Гудионове, том самом чиновнике, то здесь нас интересовало воплощение категории дьявола, существующей вне времени и пространства, во все времена, "материализующейся" сегодня в образе крупного чиновника. При этом Гудионов - в картине его замечательно играет Олег Борисов - существо сложное, это, так сказать, "белый бес". Он - "добрый" Хозяин, он умен, остроумен, вообще выгодно отличается от канонического типа чиновника. Я испытываю к нему даже сочувствие: это личность, безусловно, нереализованная, он тоже - Слуга. Слуга "Идеи", борьбы за власть, времени, он даже в большей степени Слуга, чем его шофер...
Один из наших зрителей сказал, что картину можно было бы назвать "Если бы...". Что было, если бы нами правили не "черные", а "белые", вот такие, как Гудионов, бесы? Если бы были такие вот "добрые" феодалы? Что изменилось бы? Ничего, и об этом наш фильм. Ничего, потому что все равно за этими людьми - крах, тлен, разрушение. Абсолют власти одного человека над другим - залог этого краха и разрушения, поскольку он, этот абсолют, безнравствен.
Но мы не выносим приговор своим героям. Сочувствие мое распространяется и на Клюева, шофера Гудионова (считаю, что актер Ю. Беляев отлично сыграл эту роль). Да, слуга, прислужник, холуй, "шакал", как зовут его в фильме, но и он перемолот временем! Он тоже жертва - человек, проживший чужую, по сути, жизнь, "сделанную" руками Хозяина.
Кому-то может показаться, что в "Слуге" есть некий момент иррационализма, что это не совсем реалистическая картина. Думаю, это не так. У нее крепкие связи с нашей действительностью, реалии жизни в ней никоим образом не деформированы. Да, в ней достаточно условный сюжет, жанровым способом решены характеры, но реальность в ней - абсолютно советская, и люди тоже. Иной вопрос - действительность наша порой настолько абсурдна, иррациональна, настолько сверхвыразительна, что некоторые ее приметы, зафиксированные в кино подробности могут показаться иррациональными.
Наш фильм - не голая публицистика, не разоблачение, не обличение такого способа жизни, как рабство. Скорее это - реквием, плач по целым (и многим!) поколениям, попавшим в мясорубку времени, оказавшимся втянутыми в грязные политические игры, по людям, чьи жизни ушли в качестве материала для этих игр, для этой мясорубки.