Вот уже полгода, как "Учительская газета" выходит под руководством нового издателя - ЦК КПСС. В "АиФ" порой залетают "сердитые" письма, авторы которых почему-то считают, что партия "узурпировала власть и здесь", преобразовав отраслевое издание в свое, как бы тем самым приструнив прежнюю газету. Кто лучше самих сотрудников "Учительской газеты" ответит на эти вопросы? Сегодня наш собеседник - главный редактор этого издания Г. СЕЛЕЗНЕВ.
- МНЕ ДОВОДИЛОСЬ СТАЛКИВАТЬСЯ не только с подобной почтой, но и с реальными читателями приходилось дискутировать на эту тему. Я вывел такую закономерность: об "узурпации власти" чаще говорят те люди, которые меньше всего болеют душой за положение школы, ПТУ, техникума, института, университета и соответственно за положение ученика, учителя, преподавателя, студента, родителя. Большинству же читателей понятно, что уход газеты из отраслевого ведомства, превращение издания в общеполитическое только на благо всей системе народного образования, ведь дело образования и воспитания как подрастающего поколения, так и людей более взрослых одному Госкомитету по народному образованию никогда не поднять.
По моему глубокому убеждению, сегодня только ленивый учитель жалуется на нехватку учебно-методического материала, специальной литературы и ждет от газеты разжеванных рецептов и инструкций. Гласность дает такое изобилие информации, что уже в пору издавать дайджесты по отдельным областям знаний. Но есть вопросы, которые не может решить самый распрекрасный, самый передовой учитель. Разве от учителя зависит, что четыре тысячи школ в нашей стране не имеют электричества? А трехсменки? А классы по сорок учеников? А скитание учителей по углам в ожидании своего жилья? Я уже не говорю о хроническом за последние десятилетия отставании учительской зарплаты от уровня средней по стране. Постановка, изучение, трезвый анализ этих и многих других проблем, поиск путей их решения сподручнее газете ЦК КПСС.
Да и само преобразование газеты вытекало из логики решений XXVII съезда партии, февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС.
- Согласно этим документам отношение к образованию, к культуре должно бы измениться. Принцип остаточного планирования затрат на духовную сферу человека был резко осужден. Но вот только что завершился Съезд народных депутатов, а проблемы, о которых мы ведем разговор, не стали эпицентром дискуссий.
- К величайшему сожалению, да. Умное, пронизанное не только болью, но и тревогой от надвигающейся на общество беды выступление академика Д. С. Лихачева осталось лишь событием дня. Оно никак не повлияло на принципиальной важности доклад Н. И. Рыжкова, на выступления большинства депутатов. Кризисность образования и культуры отмечали в основном представители интеллигенции, а государственных мужей, советских, партийных и хозяйственных руководителей эти вопросы, похоже, не трогали. И ведь к грусти нашей - это калька с жизни.
Получается, что общество пока еще не готово заглянуть в глубинное основание всех экономических, политических, социальных проблем и потрясений. Неужели и при планировании тринадцатой пятилетки мы не сможем удвоить расходы на нужды образования людей? Но должны же депутаты забить тревогу!
- В съездовских дискуссиях бросалось в глаза отсутствие у многих депутатов навыков ведения диалога, умения не навязывать, а аргументированно доказывать свою правоту, проскакивали ярлыки и даже оскорбления друг друга. В этом тоже видятся издержки воспитания и культуры.
- Да, сегодня люди вышли из состояния оцепенения, они не боятся открыто выражать свои мысли, свою боль за судьбу страны и мира. Но выявилось и другое - все ли хотели услышать, понять друг друга? По-моему, нет. И здесь опять мы возвращаемся на изначальные круги, на издержки в образовании, воспитании, культуре.
Не случайно именно после первых дней съездовских дебатов у нас в редакции родилась идея открыть на страницах газеты заочную школу общения, своеобразный читательский клуб. В основу положили публикацию трех книг: "Как завоевывать друзей и влиять на людей", "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично", "Как перестать беспокоиться и начать жить" американца Дейла Карнеги. Это своеобразный факультатив для людей самых разных профессий, если хотите - социальный ликбез. Мы рассчитываем напечатать книги за полтора-два года.
- Следует ли это воспринимать, как стремление газеты быть "учительской" для людей самых разных профессий?
- Именно так. Каждый из нас кого-то учит, постоянно чему-то учится сам, и этот процесс для культурного, цивилизованного человека непрерывен. Скажите, в какой семье нет школьника или студента, учащегося техникума или ПТУ, а сколько людей работают в системе "человек - человек"? Почему бы не поставить перед собой сверхзадачу - быть желанной, просвещающей газетой для всех этих категорий наших граждан, включать их в процесс перестройки системы народного образования, не давать забывать никому, что все мы родом из школы.
Беседу вела Л. ДУБРОВИНА