26

НА ОБРАЗОВАНИЕ ИДЕТ 6% ГОСБЮДЖЕТА. Съезд неравнодушных

Итоги съезда работников народного образования, проходившего в конце прошлого года в Москве, комментирует председатель избранного на съезде Всесоюзного совета по народному образованию, директор школы N 825 г. Москвы, кандидат педагогических наук В. КАРАКОВСКИЙ.

ЧТО МОЖНО "записать в актив" съезда, что вызвало удовлетворение? Во-первых, мы увидели общую картину государственной системы народного образования от детского сада до вуза. Такой общей картины предыдущие съезды не создавали.

Далее, стратегия развития этой государственной системы образования рассмотрена по-новому, в контексте идей непрерывного образования.

Нашли свое подтверждение и поддержку тенденции демократизации, гуманизма, плюрализма, развития творческой индивидуальности ребенка, учащегося.

Съезд также показал огромную активность делегатов, горячую заинтересованность в деле, готовность бороться за свои идеи. Во время работы по секциям порой у "свободного микрофона" выстраивалось по 20-30 человек, желающих довести до съезда платформу своей делегации или свои собственные предложения. Этим съезд резко отличался от заорганизованных мероприятий эпохи застоя.

Теперь, что можно "записать в пассив", хотя и относительный, что, как мне кажется, могло вызвать у делегатов чувство неудовлетворения?

Во-первых, разрыв между глобальностью выдвинутых на обсуждение проблем и жесткой реальностью сегодняшнего дня конкретного детского сада, школы. ПТУ, техникума, вуза. Не случайно делегаты не столько обсуждали общие, глобальные проблемы, сколько выплескивали свою боль от накопленных, не решаемых годами вопросов.

Кроме того, каждая делегация и многие отдельные делегаты прибыли на съезд со своей платформой, со своими наказами, и создалось впечатление, что они были озабочены не столько общим положением системы образования, сколько продвижением своих платформ и концепций. Их оказалось так много, что редакционная комиссия съезда в итоговом документе не успела, да и не смогла отразить в достаточной степени все это многообразие идей. И это вызвало недовольство. Предстоит еще большая работа, с тем чтобы ни одна дельная мысль, тем более ни одно принципиальное положение не пропало. Документы съезда будут серьезно дорабатываться.

И наконец, самое удивительное и парадоксальное, может быть, состояло в том, что о вопросах обучения и воспитания на съезде говорилось меньше всего. Доминирующими, на мой взгляд, были такие четыре проблемы:

* Проблема национальной школы, видимо, как отражение общей социальной ситуации в стране. Все увидели, что это проблема сложнейшая, острейшая и неотложная.

* Проблема защиты детства. И если раньше мы говорили, что ребенка надо защищать от злого учителя, то сейчас все чаще стали говорить, что ребенка надо защищать от злого родителя, даже от злой матери, потому что материнская жестокость стала социальным явлением.

* Социальный статус учителя. Дело в том, что при всех хороших словах, произносимых в адрес учителя, в обыденном сознании его престиж очень низок, многие все еще считают его "работником второго сорта". И не случайно делегаты говорили о том факте, что заработная плата учителя, даже после ее повышения, все еще остается ниже средней заработной платы в стране.

* Экономическое, финансовое обеспечение образования. Делегаты потребовали от Госкомитета по народному образованию войти в Верховный Совет и правительство с предложением, решительно переориентировать государственный бюджет СССР в пользу системы образования и воспитания. Сейчас, как было сказано на съезде, лишь 6% госбюджета идет на нужды образования, что значительно ниже, чем во многих развитых странах.

На съезде был создан новый общественный орган - Всесоюзный совет по народному образованию. Вначале о его составе. Это сто человек, выбранных, как мне известно, самым демократическим путем от делегаций съезда по регионам. Никто из членов Совета напрямую не зависит от Госкомитета по народному образованию.

Хотя статус Совета еще не разработан, можно сказать, что, как предполагается. Совет будет совещательным органом. С ним будет советоваться Государственный комитет по народному образованию, и ни одно важное решение, я думаю, не может быть примято без консультации с Советом.

Далее. Совет - это как бы коллективный эксперт, ибо в его составе в основном практики, которые проводят своего рода экспертизу теоретических и практических решений, разработанных руководителями народного образования страны.

И наконец, Совет имеет право законодательной инициативы - он может входить со своими предложениями в правительство, в Верховный Совет СССР.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно