28 июня в пресс-центре состоялась встреча члена Политбюро ЦК КПСС А. Н. ЯКОВЛЕВА с советскими и иностранными журналистами, в ходе которой он ответил наряд вопросов.
ВОПРОС. Разделяете ли вы точку зрения некоторых комментаторов, считающих, что на партконференции преобладают консерваторы, а не сторонники реформ?
ЯКОВЛЕВ. Да, действительно, и в обществе, и в партии есть у нас люди различных воззрений и подходов к решению тех или иных проблем. Но я не думаю, что у нас есть люди, всерьез считающие, что перестройке есть альтернатива. Даже самые рьяные консерваторы не могут отрицать, что перестройка необходима, что общество ее выстрадало, что без нее мы дальше двигаться не можем.
Другой разговор, что споры идут о том, как это делать: какими темпами, какими методами, с чего начать.
Есть люди, которые считают, что гласность слишком широка, что ею можно воспользоваться в каких-то других целях, кроме созидательных, есть разные точки зрения на экономические меры, которые предпринимаются сейчас в контексте перестройки. Если бы не было разных точек зрения на конкретные вопросы перестройки, то, значит, в нее нельзя было бы поверить всерьез, значит, это что-то надуманное, не идущее от жизни. Нас радуют разные точки зрения, в докладе М. С. Горбачева говорилось о принципе плюрализма мнений, и мы будем этот принцип развивать.
ВОПРОС. Каков, по-вашему, будет главный итог конференции?
ЯКОВЛЕВ. Я думаю, что самый главный итог - это прежде всего преобразование общества на демократических началах. И связанное с этим формирование правового государства, когда закон будет поставлен в такое положение, при котором он будет властвовать над всем. Если спросить, достаточны ли меры, которые предлагаются сейчас по демократизации общества, то можно ответить так: в данных конкретных условиях, при данных обстоятельствах, на данном этапе нашего развития - это оптимальный вариант. А дальше будем смотреть и развиваться.
ВОПРОС. В своем докладе М. С. Горбачев сказал, что необходимо наладить такой государственный механизм, который отвечал бы интересам всех групп населения. Каким образом будет работать такой механизм в рамках однопартийной системы?
ЯКОВЛЕВ. На мой взгляд, это очень старый, древний вопрос. Вариантов здесь много, в каждой стране он решается по-своему. И если уж говорить, сообразуясь с вашей логикой, о том, как можно выражать интересы всех социальных групп при однопартийной системе, то я задал бы встречный вопрос: а сколько же надо тогда партий, если социальных интересов в стране - тысяча, три тысячи, миллион? Значит, нужен миллион партий? Партия, если она серьезная политическая сила, имеющая конкретные программные цели, может объединить большую часть населения страны и повести ее на осуществление каких-то целей. Нашу однопартийную систему и наше государство нельзя сравнить с государствами, где господствует частная собственность. У нас и партия, и государство занимаются и экономическими, и социальными, и хозяйственными делами и т. д. Поэтому если бы сейчас, в условиях преобладающей социалистической собственности, мы бы развернули многопартийность, то, кроме анархии, ничего бы не было.
ВОПРОС. Прокомментируйте, пожалуйста, тот факт, что М. С. Горбачев рекомендовал избирать первых секретарей местных партийных организаций председателями Советов. Не будет ли это означать полное подчинение местных Советов партии?
ЯКОВЛЕВ. Во-первых, я не стал бы отделять партию от Советов. Во-вторых, в настоящее время, как это и сказано в докладе, партийные органы, райкомы, горкомы сосредоточили у себя власть не только политическую, но и экономическую, и распорядительную. Важной задачей является разграничение функций. Каждый должен заниматься своим делом. Партия - своим, правительство - своим, Советы - своим. При этом вся законодательная, распорядительная и контрольная власть должна быть у Советов. Но, чтобы объединить на основе этой идеи всех, прийти к общему согласию и партии, и Советам, мы считаем необходимым, чтобы первый секретарь партийной организации стал и председателем Совета, чтобы он руководил Советом как представительным органом народа. Таким образом, он должен получить два мандата: во-первых, его на это должна уполномочить партийная организация данного региона, и во-вторых, он будет избираться в Совете тайным голосованием. Как отмечалось в докладе, если он не будет избран в Совете, то партийная организация должна рассмотреть заново статус такого лидера. Эта система уже испытана во многих странах.
ВОПРОС. Нас, журналистов, несколько насторожило, что, когда М. С. Горбачев говорил о высокой ответственности журналистов, о взвешенности того, что они делают, в зале раздались бурные аплодисменты, а вот когда он вслед за этим обратил внимание на недопустимость зажима и расправы за критику, в том числе и по отношению к средствам информации, зал молчал.
ЯКОВЛЕВ. Это тоже реальность, с которой надо считаться. Думаю, что успех политики гласности зависит от качества гласности, от правдивости. За последние годы печать провела огромную очистительную работу. Действительно, без гласности мы не смогли бы достичь такого уровня общественного развития, который мы имеем сегодня. Но вот о чем пишут люди, а мы получаем десятки тысяч писем. Они поддерживают гласность, свободу выражения разных мнений. Они отмечают, что печать стала открытой, смелой, наступательной. Но они не поддерживают неправду, искажения фактов. Журналист может все - критиковать власти, бюрократизм, но давайте критиковать конкретных лиц, а главное, чтобы любая критика, пусть даже резкая, была справедливой. Защита достоинства человека - в этом смысл перестройки.
ВОПРОС. В докладе М. С. Горбачев говорил о мерах по улучшению снабжения советского народа продовольствием. Когда будет положен конец карточной системе в снабжении продуктами питания в СССР? Как скоро вы сможете развить систему арендного подряда, о котором говорит М. С. Горбачев, и когда наконец те, кто работает на государственных фермах, станут хозяевами своей земли?
ЯКОВЛЕВ: Мне этот вопрос горько слышать и горько на него отвечать. Потому что это наша болевая точка. Да, надо как можно скорее вводить арендный и бригадный подряд, все новые формы, намеченные в контексте нашей аграрной политики. Да, надо скорее решать продовольственную проблему. Это вопрос политический, нравственный, социальный. На вопрос, когда это произойдет, никто, наверное, ответить не решится. Но мы обязаны в кратчайшие сроки это сделать. Надо поднимать заинтересованность людей. Без этого продуктов не будет. Надо социально переустраивать деревню.
ВОПРОС. Сохранится ли прерогатива партии по назначению руководителей на особо важные посты, так называемая номенклатура?
ЯКОВЛЕВ. Я думаю, что партия оставит за собой кадровую политику. Но не в смысле сохранения номенклатуры, а в смысле подготовки и воспитания кадров, заботы о них. Ведь без аппарата нельзя обойтись ни у нас, ни в любой другой стране. Когда мы говорим о бюрократизме, то часто имеем в виду аппарат. Носители бюрократизма - конкретные люди, и их больше всего в аппарате. Но дело не только в этом. Мы говорим о бюрократизме как системе взглядов и системе поведения. Вот с этим и надо бороться.