Итак, демократы наконец пришли к соглашению, подписал документ о поддержке реформ, проводимых Президентом России.
Прокомментировать это событие мы попросили председателя Московского регионального центра Движения демократических реформ профессора А. БРАГИНСКОГО.
- Пока эта поддержка в большей степени символическая. Причина - еще не сформировавшаяся многопартийная система, которая определяется не количеством партий, а желанием социальных слоев общества представлять свои интересы в органах власти через партии.
- Что, по вашему мнению, нужно для создания многопартийности?
- Трудно сейчас перечислить все необходимые условия. Остановлюсь на положительном, по моему мнению, примере взаимодействия партий в рамках Движения демократических реформ. Движение пока состоит из нескольких немногочисленных партий и существенно большего числа региональных центров, объединяющих непартийных участников движения по профессиональным и политическим интересам. Партии конкурируют, стараясь стать центрами притяжения для непартийных групп. В движении вырабатываются правила взаимодействия партий, принимаются согласованные решения. Связывающим звеном стабильности и цивилизованности этого процесса являются лидеры, которые имеют достаточный авторитет, не нуждающийся в популизме.
- Поговорим о лидерах Движения демократических реформ. Шеварднадзе, Попов, Яковлев жили хорошо и до перестройки. Вес привилегия остались у них и сейчас: дачи, машины и т. п. Могут ли они понять нужды человека, скажем так, из очереди?
- Дело не в том, что эти люди были в руководстве и неплохо жили в рамках старой системы. Они могли сохранить привилегию на спокойную и безбедную жизнь, писать книги и читать лекции за границей, зарабатывать большие гонорары. Но они взялись за тяжелое дело - вывод страны из пропасти. Я считаю это мужественным поступком, проявлением чувства долга по отношению к народу, как вы говорите, людям из очереди.
- А почему нет новых лидеров? Что, страна не только колбасой, но и людьми обеднела?
- Скорее, у более молодых не было возможностей для приобретении авторитета. В большинстве случаев люди поддерживают давно известных политических деятелей.
- Вероятно, это психология?
- Вообще, в нашей стране люди опираются больше не на идеи и законы, а на личность.
Шеварднадзе. Попов и Яковлев проявили себя как политические лидеры и в стабильных, и в критических ситуациях. Произошел редкий для нас случай в момент радикальных политических преобразований: не была перечеркнута деятельность прежних лидеров. Это должно способствовать формированию эшелона молодых политиков и новой политической культуры, так необходимых для проведения реформ.