Примерное время чтения: 12 минут
169

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. А. Бразаускас: "Есть все возможности для консолидации"

Первому секретарю ЦК Компартии Литвы Альгирдасу Казевичу Бразаускасу 56 лет. По образованию инженер-гидротехник; по специальности проработал десять лет. Затем еще десять - в Госплане Литовской ССР. Там обрел вторую специальность - экономиста, защитил кандидатскую диссертацию. Следующий поворот в биографии - работа в Центральном Комитете Коммунистической партии Литвы, где как секретарь ЦК отвечал за экономические вопросы. Прошлым летом он почти каждый день встречался с трудящимися, выступал на митингах. Авторитет его быстро рос. В октябре, в канун открытия учредительного съезда Литовского движения за перестройку - "Саюдис", ЦК КПЛ на пленуме избрал А. Бразаускаса своим первым секретарем.

Сам себя Альгирдас Казевич по-прежнему продолжает в первую очередь считать экономистом, хозяйственником. "Политике я только учусь", - говорит он.

Корреспондент "АиФ" встретился с ним и попросил ответить на ряд вопросов.

- Альгирдас Казевич, охарактеризуйте, пожалуйста, вкратце обстановку, сложившуюся в республике после февральского пленума ЦК Компартии Литвы. Как повлияли на нее резкие высказывания в адрес Литовского движения за перестройку ("Саюдис"), некоторые члены которого, по мнению многих ораторов и вашему в том числе, встали на политически зыбкие позиции? Как восприняло население закрытие канала "Саюдиса" на республиканском телевидении, мысль о прекращении издания его газет? Словом, не привело ли все это к тому, что целый ряд зарубежных и даже советских изданий назвали "двоевластием"?

- С таким определением я не согласен. Республика живет нормальной жизнью, люди работают, невзирая на все разгоревшиеся страсти, на дискуссии... Показатели, намеченные на пятилетку, выполняются, хотя, если проанализировать результаты нашей хозяйственной деятельности в прошлом году, становится ясно, что мы чересчур увлеклись политикой.

Очень неравнозначным был в республике резонанс на решения XVII пленума ЦК КПЛ. По нашим сведениям, большинство партийных организаций, особенно в сельских районах, небольших городах, оценивают их правильно. В докладе Бюро ЦК КПЛ, в решениях пленума, которые отличались лаконичностью и конструктивностью, была сделана попытка определить грань в допустимости действий, за которую мы, коммунисты, заступить не можем, не имеем права. Конечно, в ходе дискуссии часть членов ЦК выступила резко, что вызвало неоднозначную реакцию. Некоторые представители "Саюдиса" даже расценивают эти выступления как поворот линии Центрального Комитета к "сталинизму и стагнации". Но с этим я не согласен. Мнение левого или правого крыла партии - это еще не точка зрения всей партии, а лишь ее отдельных членов, и не стоит поэтому говорить о возвращении к "старым, добрым временам твердой руки".

Другое, что очень оживило политическую жизнь Литвы, - это подготовка к приближающимся выборам. У нас в республике лишь в нескольких округах зарегистрировано только по два кандидата в депутаты, в подавляющем же большинстве округов - по три и больше. Очень активно проходила предвыборная кампания, встречи с трудовыми коллективами, избирателями по месту жительства. Причем активность наблюдается не только со стороны кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, но и со стороны рядовых избирателей.

- Альгирдас Казевич, давайте вспомним недавние события в Нагорном Карабахе. На какое-то время ЦК компартий Армении и Азербайджана потеряли контроль над ситуацией, оказались в стороне от событий. Считаете ли вы, что ЦК КПЛ не оказывался и не окажется в подобном положении, что вы контролируете политическую ситуацию в республике?

- Мне не совсем нравится выражение "контролировать ситуацию"... Сейчас у нас времена перестройки и гласности, и должен ли я уверять, что мы абсолютно контролируем ситуацию? Да и нужно ли это? И "Саюдис", и другие общественные движения имеют свои программы, не во всем совпадающие с нашей, проявляют большую активность, особенно в связи с выборами. Практически по каждому избирательному округу выставлены кандидаты и от "Саюдиса", и от других организаций. И хотя около 90% кандидатов составляют коммунисты, это еще не повод для того, чтобы говорить о полном контроле за протекающими явлениями. Существует определенный плюрализм мнений, и даже курс ЦК КПСС и ЦК КП Литвы вызывает у наших коммунистов самые неоднозначные оценки, особенно если речь заходит о дальнейших путях развития перестройки, о целях этого движения.

- А как вообще складываются отношения Компартии Литвы с общественными движениями?

- Отношения положительные там, где у нас есть общая цель. Это - главный принцип. А таких общих задач у нас и с "Саюдисом", и с другими организациями немало: суверенитет республики и экономическая самостоятельность, подготовка проекта Конституции, вопросы социального обеспечения и совершенствования системы народного образования, экологии, охраны окружающей среды и памятников культуры... А раз совпадают цели, то мы не видим ничего плохого в том, что в общественных движениях участвуют и члены нашей партии.

- И много таких?

- Очень непростой вопрос, так как членство в "Саюдисе", да и в других организациях не фиксируется. В Движении их немало - об этом можно судить хотя бы по тому, что почти половину руководящего органа "Саюдиса" - Совета Сейма - составляют коммунисты. Вопрос участия членов партии в Движении мы поднимали и на послед нем пленуме. Ведь, с одной стороны, все коммунисты обязаны соблюдать Программу и Устав КПСС, а с другой - диапазон целей и задач, поставленных Программой, значительно расширился, да и многие положения Устава уже не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Так что не просто квалифицировать того или другого коммуниста как отклонившегося от Программы или не выполняющего требования Устава. Тут, скорее, вопрос совести каждого. Она и должна остановить коммуниста, не дать ему зайти слишком далеко.

- Но почему же тогда некоторые литовские коммунисты предпочитают бороться за перестройку в рамках Движения, а не в своих партийных организациях?

- Дело, думаю, в том, что некоторые из них считают: процесс перестройки проходит медленно. Вот они и включаются в общественное массовое Движение, стремясь ускорить перестройку. Я говорил уже о том, что многие цели "Саюдиса", компартии и руководства республики совпадают. Ведь "Саюдис" выражает интересы народа, в том числе и коммунистов, а не какой-нибудь узкой группки людей. И я просто не представляю, как разграничить коммунистов и беспартийных в "Саюдисе", разграничить участие и тех и других в перестройке нашего общества. Это трудно и, думаю, бессмысленно.

- Вы упоминали понятие "республиканский суверенитет". Что вы, как политик и экономист, понимаете под ним?

- Суверенитет республики - это возможность реализации ее экономической самостоятельности, переход на республиканский хозрасчет и самофинансирование. Я считаю, что это может стать одной из мер, способных активизировать всю экономику страны. Ведь что такое страна? Это не набор неопределенных территорий, а содружество союзных республик. Все мы убедились, что отраслевой принцип управления экономикой давно превратился в отжившую форму производственных отношений. И это наше убеждение основывается не на отвлеченных догадках, а на конкретных расчетах.

Мы ежедневно встречаемся с людьми, и они требуют: дайте результаты перестройки! Они с нас спрашивают: где обещанная обеспеченность продовольственными товарами, товарами народного потребления? В рамках же старой системы хозяйствования мы не можем ни проявить инициативу, ни полностью использовать наш экономический потенциал, ни обновить технологию. Не используются и возможности развития внешнеэкономических связей, направленных на международную специализацию и разделение труда. К сожалению, развивать внешнеэкономические связи в рамках сложившейся системы управления очень сложно, хотя по этому поводу существует много постановлений. Пока мы экспортируем всего лишь 2-3% нашей продукции, а это очень и очень мало. Нам надо во много раз увеличить эту цифру, и это сразу ускорит обновление технологии, позволит обеспечить выпуск продукции высокого технического и эстетического качества.

- Не приведет ли усиление экономической самостоятельности Литвы к ослаблению связей с остальными республиками Союза и - чего многие опасаются - к выходу ее из СССР?

- К идее самостоятельности Литвы как государства я отношусь отрицательно. Я считаю что это нереально по многим причинам - и политическим, и экономическим. Интеграция экономики республики в экономику всей страны очень велика. Нас также связывают тесные узы политической жизни. Однако у нас есть немало людей, живущих иллюзиями. Они считают, что если Литва станет независимым государством, то результаты отделения от СССР будут ощутимы немедленно. А в качестве исторического примера ссылаются на события 1918 года, когда республика обрела статус государства и ничего страшного не произошло.

Но надо учесть, что тогда в Литве преобладало натуральное хозяйство, для которого не требовалось сегодняшней степени интеграции, не было сегодняшнего экономического потенциала. А что сейчас? Наша промышленность ориентирована в основном на выпуск конечной продукции, для чего требуется большое количество кооперационных связей между предприятиями, объединениями, министерствами. Ситуация в корне отличается от той, что была в 18-м году.

Все сырье, необходимое для нормального функционирования производства, мы получаем по установившимся связям: например, нефть и газ - из Тюмени. Эту нефть мы перерабатываем сами, за счет чего полностью обеспечиваем себя и соседей нефтепродуктами; на газе работают наши ТЭЦ, обеспечивающие республику электроэнергией и теплом... Разве можно это сбросить со счетов? Но есть люди, которые просто не представляют, насколько велика степень интеграции. Одна треть общественного продукта участвует в непрерывном обмене - и как экономист могу сказать, что это очень высокий процент интеграции.

- Некоторые творческие союзы Литвы уже объявили о выходе из общесоюзной структуры. Теперь они независимы. Многие требуют и большей гибкости, мобильности от Компартии Литвы.

- Естественно, каждая республика имеет свои специфические, свойственные только ей особенности. Мы проводили и будем проводить в Литве общепартийную линию, но, конечно, есть и свои, местные задачи. Многие наши коммунисты уже выступили с предложениями - разработать для Компартии Литвы свою собственную программу, исходя из сложившейся ситуации. Что ж, вопрос уровня самостоятельности компартии республики - вопрос повестки дня. Наши предложения поэтому вопросу мы передали в ЦК КПСС, и на Пленуме ЦК по национальному вопросу, думаю, они будут обсуждаться.

- А как себя чувствуют в республике представители некоренных национальностей? Судя по нашей почте, не всегда уютно.

- Это непростой вопрос, хотя многие и думают: раз четыре пятых населения Литвы - литовцы, то и проблем нет. Это мы раньше так думали, что живем по ленинским принципам национальной политики, сглаживали многие вопросы, не видели тех процессов, что протекали подспудно. Но сейчас, когда, к примеру, параллельно с вопросами развития перестройки на повестку дня во всех национальных республиках встали вопросы о статусе национального языка, его утверждении как государственного, возникли совсем новые проблемы, задевающие интересы не только отдельных людей, но и целых национальностей. Здесь у нас есть своя специфика.

Во-первых, к 80% литовцев следует прибавить еще 7-8% исконно живущих в Литве поляков. Остальные - русские, белорусы, евреи люди. проживающие в Литве давно или приехавшие недавно на работу либо по другим причинам. Как говорится, у каждой из групп этих людей есть свои интересы, они образуют общественные организации со своими программами. Движение за перестройку - "Саюдис" - в основном объединяет лиц литовской национальности, хотя немало в нем, в том числе и в руководстве, нелитовцев. Создали свою организацию - "Общество культуры" - евреи Литвы. В стадии организации находится социалистическое движение за перестройку "Единство", в которое входят русские, белорусы, поляки...

Положение о литовском языке как о государственном вызвало волну недовольства среди некоторых слоев населения, не знающих этого языка. По этому поводу шли и продолжают идти широкие дискуссии. Пока же вопрос поставлен так: если человек работает руководителем, то он обязан знать два языка - литовский и русский. Это, конечно, ставит определенные трудности перед теми руководителями, кто за долгий срок не сумел научиться говорить по-литовски, но таких немного.

От рядовых рабочих, конечно, никто этого не требует, и я не знаю случаев притеснения из-за незнания языка, хотя и постоянно расспрашиваю избирателей. Другое дело - если человек сам изъявляет желание изучать язык земли, на которой живет... Такое желание мы приветствуем.

Сейчас мы создаем специальную правительственную комиссию по рассмотрению интересов отдельных групп населения, естественно, с включением в нее представителей национальностей, проживающих в Литве. Начнем с польской, но никто не останется забытым - ни русские, ни белорусы, ни евреи, ни караимы. Надо соблюдать интересы всех национальностей, ничьи не ущемить.

- А как политическая борьба в республике отразилась на жизни простого человека, рабочего, крестьянина?

- К сожалению, коснулась его жизни она мало, потому что рабочий человек - он работает, своим трудом зарабатывает средства существования для своей семьи... Подключиться к политической борьбе ему непросто: жизнь такая нелегкая, обеспеченность далека от желаемого, заработная плата растет медленно.

- Альгирдас Казевич, вопрос последний. Удовлетворены ли вы тем, как освещаются события, происходящие в Литве, проблемы республики на страницах нейтральной печати?

- Материалы публикуются разные. Одними мы довольны, другие, с нашей точки зрения, страдают однобокостью. Безусловно, трудно человеку, даже журналисту высокого класса, за короткое время, проведенное в республике, досконально ознакомиться с обстановкой. Одно дело, когда пишет постоянно аккредитованный в республике журналист, и другое - приехавший сюда на день-два. У последних часто складывается поверхностное впечатление о положении дел в республике. И в своих материалах некоторые чересчур трагедизируют, оценивая ситуацию как критическую. Мол, потерян контроль над положением, сложилось фактическое двоевластие... Словом, об этом мы уже говорили в самом начале.

Я же расцениваю все иначе. Проблемы есть, много проблем, но мы работаем над их разрешением. Для консолидации всех сил, желающих перестройки в республике, есть все возможности. И это мнение не только мое, это мнение большинства народа.

Беседу вел И. МОРЖАРЕТТО.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно