"Подбирается хорошая команда" - считает член Верховного Совета СССР доктор экономических наук из Ижевска Н. ЭНГВЕР, с которым беседовал наш корреспондент.
- Как вы оцениваете то, что сейчас происходит перед вами, депутатами Верховного Совета?
- Это уникальные для истории события. Такого еще не было, чтобы через парламент проходили все министры. Совет Министров - это команда, в которой каждый выполняет свои Функции. И Н. И. Рыжкову удалось подобрать хорошую команду. Мы должны "разбюрократить" страну. Посмотрите, у царя было 12 министров, при Ленине - 11, а сейчас более 50...
Наша основная беда в том, что с помощью отраслевых министерств мы возродили систему внеэкономического принуждения к труду. Сейчас не нужны и многие из тех министерств, которые мы утверждаем. Но это, видимо, переходный период. Со временем, как сказал Н. И. Рыжков, они должны будут или поменять функции, или сделать все, чтобы отмереть.
- Однако наивно надеяться, что министерства будут что-то делать, чтобы приблизить свою гибель. Как вы оцениваете квалификацию депутатов и министров?
- На Съезде было однозначно видно, что у большинства депутатов нет правовой подготовки, необходимой для работы в парламенте. Сейчас - на сессии - это несколько сгладилось. Большую роль сыграли депутатские клубы - особенно московские. Я был в клубе, который возглавляет член - корреспондент С. Федоров. Там много моих сокурсников, там Г. Попов, А. Емельянов. Депутаты от них получают очень много информации о том, как готовятся документы, как обсуждаются, откуда берутся источники...
- Как вы думаете, почему нет большой замены в правительстве?
- Потому что не все депутаты прошли через альтернативные выборы. Мы их называем "цензовые" депутаты. Цензовая система - это все-таки нарушение демократии. Должны быть прямые, тайные, альтернативные, всеобщие выборы.
- Но такие же альтернативные выборы должны быть и среди министров!
- Это следующий этап нашей демократии. Н. И. Рыжков постарался выбрать честных, работоспособных людей, которые менее поражены раковой опухолью застоя. Он сейчас набирает на посты министров людей, хорошо подготовленных, но предпенсионного возраста. За их спиной формируется новый аппарат, который может принять руль.
Ведь сюда любого "горлопана" не поставишь. Можно иметь голову, набитую передовыми идеями, но она не будет уметь элементарно делать дело. Такое часто бывает.
- А если идей нет?
- Таких не было. Даже среди тех, кого мы не утвердили. Вот Конарев изложил прекрасные идеи, но я голосовал против него, потому что он был первым замом, когда разваливалось МПС, и я не могу ему доверять. Так же, как и министру электронной промышленности, который, допустил отставание страны по этой технике на два поколения. Но его выбрали! Некоторые депутаты считают, что и многие министерства нам не нужны, но боятся, что тогда начнется анархия. Председатель Совмина предлагает сохранить отрасли, но в будущем выделять из них самостоятельные предприятия на акционерных, на арендных началах.
- А если министр не захочет акционерное общество, он скажет, что еще не доросли?
- Так министры не говорят.
- Когда их выбирают, все они "за", а что потом?
- Через два года - контроль Верховным Советом.
- А будете ли вы здесь через два года?
- Это решат депутаты.
- Вас не смущает, что многие предложения депутатов выслушиваются, и только?
- Фиксирование ведется надежное, другое дело, что депутаты сами должны интересоваться, как продвигаются их идеи в жизнь. Я, например, предложил Маслюкову и Рыжкову в качестве критерия хозрасчета автономных республик эквивалентность темпов потребления ресурсов темпам повышения уровня жизни на данной территории. Если ресурсы выкачиваются более высокими темпами, чем растет благосостояние, то это эксплуатация. Мы, народные депутаты, этого не потерпим.
- Против кого из министров вы голосовали?
- Против министров электронной промышленности, путей сообщения, лесного хозяйства.
- Чувствуете ли вы в себе силы подать в случае чего в отставку?
- Я даже готов, чтобы на мне отрабатывали процедуру отставки. Во-первых, мы не должны заигрывать с избирателями. А они - не должны нас шантажировать возможностью отзыва депутата. Мы должны найти единство интересов избирателей и государства в целом. Они часто этого не понимают. Иногда нужно поступиться интересами избирателей ради страны в целом, а иногда нужно разоблачить нашу бюрократию, чтобы она под видом государственных интересов не протаскивала свои интересы в ущерб избирателям. Поэтому мы должны голосовать только по совести.
- Все депутаты?
- Знаете, Верховный Совет очень "полевел", особенно после встреч с избирателями. Депутаты после таких встреч приезжают совершенно другими. Поэтому я резко против того, чтобы делать купюры в показе работы сессии по ТВ. Я благодарен нашему телевидению за то, что показывает нас и спящими, и ковыряющими в ушах - какие мы есть. Так что пусть люди знают, что они на выборах не просто бумажку в урну бросают, а отдают свой голос за того, кто в состоянии достойно работать.