ЭТОТ отнюдь не риторический вопрос был задан с трибуны Съезда народных депутатов одним из выступавших, по оценке которого неэквивалентный товарообмен лишь с латиноамериканскими государствами мог бы стать источником восстановления равновесия нашего потребительского рынка. "Если мы помогаем латиноамериканским странам, то почему..?" - вопрошал другой депутат. Так на фоне наших экономических трудностей и попыток найти ключ к их решению просматривается формирование некоего "латиноамериканского синдрома".
Бесспорно, что, руководствуясь таким важным приоритетом, как благо советского народа, необходимо переосмыслить нашу стратегию и тактику в отношении стран "третьего мира" в целом и отдельных входящих в эту группу государств. Однако при этом следует учитывать и тот факт, что на протяжении десятилетий мы в своей внешнеэкономической стратегии допускали, по меньшей мере, три основных просчета.
Порочным по своей сути "перетягиванием каната" между двумя противоборствующими социальными системами мы позволили втянуть себя прямо (в Афганистане) или косвенно (Камбоджа, Юго-Запад Африки, Африканский Рог) в чреватые тяжкими политическими последствиями и экономически разорительные региональные конфликты. Наши материальные издержки от этого (надо полагать, многомиллиардные) пока еще не обнародованы. Одновременно, выдавая желаемое за действительное, до предела идеологизируя происходящие в развивающихся странах процессы, мы с поразительной легкостью оказывали щедрую материальную помощь "прогрессивным режимам" и "государствам социалистической ориентации", которые на поверку, как оказывалось, таковыми вовсе не были. Наконец, естественная для каждого государства помощь другим странам не раз оборачивалась для нас разорительной гигантоманией - невиданными в нашей собственной стране высотными плотинами, металлургическими комбинатами, спортивными комплексами. Правда, на Латинскую Америку все упомянутые деформации не распространялись.
КОМУ МЫ ПОМОГАЕМ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
Из более чем трех десятков государств Латинской Америки и Карибского бассейна Советский Союз оказывает экономическую помощь только двум - Кубе и отчасти Никарагуа. При этом советско-кубинские экономические отношения не могут вписываться в обычные рамки, так как Куба не только латиноамериканское, но и социалистическое государство. Таким образом, наши отношения с Кубой имеют не только экономический, но и политический характер.
Общеизвестно, что враждебная политика США вынудила Кубу ориентироваться на рынки социалистических стран. Сегодня на долю Советского Союза приходится почти 3/4 внешнеторгового оборота Кубы. Она обеспечивает более 30% наших потребностей в сахаре и 40% - в цитрусовых.
Да, мы платим за кубинский сахар в 4 раза больше по сравнению с мировой ценой. Но нельзя забывать, что значительная часть стоимости кубинского сахара покрывается нами за счет поставок Кубе сырья (в основном горючего), а также машин и оборудования. Если же мы не будем получать сахар с Кубы, то его придется приобретать на мировом рынке, расплачиваясь валютой.
Значительно более скромный характер носят наши торгово-экономические отношения с Никарагуа, которой мы предоставляем некоторые виды сырья и оборудования в счет кредитов на общепринятых в мировой практике условиях. Другое дело, что наши внешнеэкономические программы, включая помощь, должны быть гласными, подотчетными законодательной власти, что, кстати, и предусматривается в рамках формирования правового социалистического государства.
КОНТИНЕНТ ПРОСЫПАЮЩИХСЯ ГИГАНТОВ
В Латинской Америке наряду со странами экономически слаборазвитыми (государства Карибского бассейна и Центральной Америки, Боливия, Перу, Парагвай, Эквадор) есть и такие государства, как Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, которые вышли на стадию высокого уровня промышленного развития. И у них нам есть чему поучиться. В ходе недавней поездки на Кубу М. С. Горбачев отмечал, что сегодня Латинская Америка выходит на широкую дорогу исторического развития, там разворачиваются демократические процессы, формируются будущие гиганты.
К сожалению, долгое время мы явно недооценивали накопленный латиноамериканскими странами миротворческий потенциал по причине того, что мировые войны прошли мимо этого региона. Однако именно Латинская Америка дала жизнь уникальному Договору Тлателолко, провозгласившему создание первой безъядерной зоны на нашей планете.
Нас духовно обогащает культура латиноамериканских народов, особенно художественная литература. Ведь Латинская Америка - колыбель не только древней индейской цивилизации, но и самобытного творческого духа народа. В связи с этим напомню, что осталось немногим более трех лет до празднования 500-летия первой экспедиции Колумба. Во многих государствах уже созданы национальные комиссии по подготовке к этому событию. Пора и нам подключаться к такому мероприятию.
НА ПРИНЦИПАХ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ
Нужно учесть и такой момент. Если мы будем назойливо вопрошать: "А сколько нам стоит Латинская Америка?", то чувство национального достоинства неизбежно побудит латиноамериканцев задать встречный вопрос: "А сколько нам стоит Советский Союз?". За такими вопросами обычно следуют практические выводы в духе политического и экономического изоляционизма. Только вряд ли он будет соответствовать нашему видению современного мира - целостного и взаимозависимого, развитие которого неизбежно будет способствовать и оздоровлению экономического положения Советского Союза.
Сегодня в развитии разносторонних контактов с Латинской Америкой активно участвуют на принципах "народной дипломатии" советские общественные организации. Пять лет назад в Москве была создана неправительственная организация - Советский комитет солидарности с народами Латинской Америки. Этот комитет призван синтезировать деятельность других советских общественных организаций, действующих на латиноамериканском направлении.
К. ХАЧАТУРОВ, председатель Советского комитета солидарности с народами Латинской Америки, доктор исторических наук