Примерное время чтения: 6 минут
195

ИЗ ПОЧТЫ "АиФ". Такие разные мнения (15.09.1989)

А Родина одна...

ПРИБЛИЖАЕТСЯ Пленум ЦК КПСС по национальному вопросу. Хотелось бы в связи с этим обратить внимание вот на что. На недавнем утверждении в Верховном Совете СССР союзного правительства не оставляло ощущение, что выбирается правительство не СССР, а РСФСР, к слову, без учета огромного количества других национальностей, проживающих на территории РСФСР.

Возникает также явное противоречие между декларацией интернационализма и представительством других национальностей в Политбюро ЦК КПСС ч Совете Министров СССР. И там, и там подавляющее большинство - русские. Например, в Политбюро: исключения - Шеварднадзе и Щербицкий. А ведь у нас в стране количество русских уже меньше общего числа представителей других национальностей.

В. Мисан, водитель такси, Одесса

* * *

ЧИТАЯ материалы по национальному вопросу, недавно познакомился с мнением авторитетного ученого о том. что в проекте следовало бы сказать о возможности уже в настоящее время повысить статус тех или иных автономных республик до союзных республик... И далее - "в обозримой перспективе советская федерация видится мне состоящей не из 15, а, скажем, из 50 и более равноправных союзных республик".

А почему бы, скажем, сразу не из 130 республик - по числу языков? Было бы здорово. Во-первых, и 18-миллионный госаппарат не надо бы сокращать, а то, может, даже увеличить. Ведь только одних министров и их заместителей будет больше, чем на мясокомбинате батонов колбасы! Да и Политбюро необходимо будет увеличить до 130, т. е. по одному от каждой национальности. Да еще и судей, врачей, педагогов, машинисток, переводчиков и других специалистов. В каждой из 130 союзных республик обязательно надо открыть свои университеты, свои академии... А как же! Ведь это справедливо будет. Да и аппетит приходит во время еды, так что еще что-нибудь придумаем!

Г. Хмуренко, Баку

* * *

В 20-30-х ГОДАХ я учился, потом работал на шахте и везде был в интернациональной среде. Какие бы конфликты у нас ни возникали, никогда различие национальностей не ставилось кому-либо в вину: никто никогда даже не почувствовал влияния своей национальности на взаимоотношения между нами. Такой же интернациональный дух был во время войны и в военном училище, и на фронте.

Только в 1943 г., находясь в немецком плену, в шталаге Маркт-Понгау (Австрия), я встретил культивирование национализма. Для этого военнопленные различных национальностей были разделены колючей проволокой на отдельные секторы, и русских с украинцами тоже разделили. Там я впервые увидел, как люди по одну сторону проволоки кричали другим - "хохлы", а те им - "кацапы". Немецкому фашизму это разделение было нужно, и это им частично удалось.

В передовой культурной стране, Германии 30-х годов, фашизм победил потому, что он опирался на национализм, импонирующий подонкам немецкого народа, которых оказалось достаточно для взятия власти, и потому, что не было организованных активных сил, могущих ликвидировать фашизм в период его зачатия.

В нашей стране, как и в фашистской Германии, попытки посева национальной розни во многих регионах увенчались успехом: имеются убитые и раненые. Никто с нами не воюет, никто нас не оккупировал, а тысячи наших советских людей стали беженцами, дома их сожжены, имущество разграблено.

Мы называем конфликтами самые настоящие бандитские погромы в республиканском масштабе. Неужели Верховный Совет не понимает, что под прикрытием межнациональных отношений ведется целенаправленная антисоветская деятельность с целью ослабления нашей системы?

В. Яновский, Днепропетровск

* * *

ПОСЛЕ ОТМЕНЫ крепостного права в 1861 г. началась миграция беднейших крестьян в поисках земли, работы, хлеба. Мой прапрадед Подзиньш был латышом, мигрировал в Белоруссию. Прадед и дед - стали белорусами, отец мой и я родились в Сибири, уже и по воспитанию, и по языку - русские. Мой отец отдал свои силы и здоровье на строительстве ГЭС в Абхазии, тяжело заболел и умер в 48 лет. Похоронен на украинской земле.

Мать похоронена в Улан-Удэ (Бурятия). Я, считай, всю жизнь проработал в Туркмении. Жена - по отцу азербайджанка, по матери украинка, по воспитанию русская. Дочь родилась в Ташкенте, сын - в Ашхабаде. И вот впереди - пенсионное существование, пора приклонять главу. Но где тот святой уголок земли? Где моя родина? Очевидно, там, где положил больше всего труда, здоровья и сил. Но мне говорят: нет, это Туркмения. Родина там, где могилы твоих предков. Был я на могиле отца, а над ней надругались, сбили звездочку, заляпали надпись... А у других хуже - под бульдозер, как мусор... Как красиво поют песни о "родительском доме, начале начал", о родине!

Я не скопил денег, не построил дома для своих детей, потому что работал честно и жил на чужбине. А теперь у меня "мои года - мое богатство". Посмотришь на молодых, а у них та же судьба, куда их только не рассылают после окончания учебных заведений! Ведь не всегда дома, на родине, есть работа по специальности, вот и плодится племя безродных... А мы говорим о чувствах патриотизма, любви к Отчизне...

Сейчас все национальности разбросаны по всему Союзу. В любой республике сейчас до 40% людей некоренной национальности, причем в каждой республике представители всех союзных республик и народов. Стоит ли поэтому поводу проявлять недовольство или ущемлять гражданские права людей некоренной национальности?

Конечно, каждому приятно, где бы он ни был, работать на пользу своей родины, своей нации. Почему не сделать так, чтобы подоходный налог от зарплаты эстонца шел бы в пользу Эстонии, где бы эстонец ни работал: на севере, в Антарктиде или в космосе, а русского - в пользу РСФСР?

Такой порядок дал бы труженику любой нации чувство причастности своего труда к процветанию своей родины, дал бы право и возможность каждому пенсионеру преклонить колени на святой земле своих предков.

Л. Подзин, Ашхабад.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно