Примерное время чтения: 8 минут
93

ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (29.09.1989)

Поправим рифму

В ПОСЛЕДНЕЕ время, когда мы сетуем на то, что 70 лет делали что-либо не так, как надо, часто либо подразумевается, либо прямо дается ссылка на "Интернационал", гимн КПСС.

Между тем современный текст "Интернационала" существенно отличается от существовавшего с 1902 г., когда был опубликован русский текст А. Я. Коца, вплоть до 40-х годов. Тогда он звучал так:

"pre"

Весь мир насилья мы разроем До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим...

"/pre"

Согласитесь, что здесь не только прекрасная рифма, но и смысл иной, не зловещий: он вселяет надежду. Диалектика борьбы со старым, отжившим - в том, что из его очищенных элементов мы можем построить новый мир. А вот после разрушения - материала для нового строительства может и не остаться.

Искажение первоначального текста - в духе многих явлений нашей истории. Канонический текст в годы войны был "слегка" изменен. В какой-то мере можно понять подобное изменение в ту отчаянную пору. Но сейчас терпеть его нельзя.

Новое слово как-то незаметно заменило бывшее до него. Мне не удалось точно выяснить, когда это произошло. Не знаю также и подлинного текста Э. Потье, а также текстов, бытующих в Китае, в Югославии. Но представляется совершенно необходимым восстановить первоначальный смысл русского текста "Интернационала". Ведь таким его знал, таким пел В. И. Ленин, пели наши деды и отцы.

А. Журавлев, Москва

* * *

Где наказание?

СЕЙЧАС очень много говорят о жертвах репрессий 20-40-х, начала 50-х годов и об исполнителях-палачах. Слышатся призывы найти и судить их, наказать всех, чтобы справедливость восторжествовала. Это правильно. Но как будет со справедливостью в современных случаях?

В Фергане работала комиссия ЦК Компартии Узбекистана по изучению обстоятельств трагических событий. Во всех газетах опубликована Записка комиссии. Действительно, комиссия поработала очень хорошо, выводы ее объективны и откровенны. Мы, жители Ферганской области, удовлетворены. Нам так долго и упорно врали, пускали пыль в глаза, что мы уже и не верили, что правда может прозвучать.

Но она прозвучала. Значит, перестройка доходит и в такие далекие края.

Но как же быть теперь с жертвами и палачами?

Жертвы есть. А разве те, кто оказался не таким, каким должен быть по праву руководителя-коммуниста, не могут быть названы палачами? Разве они, пусть не прямо, но косвенно не виноваты в гибели людей, погромах, пожарах и т. д.?

По мнению многих, их надо судить и как просто людей, и как коммунистов, облеченных властью и возможностями.

"Растерялся, не сумел...". Не слишком ли это мягкие слова? Ведь это не дети. А то получается, что солдаты, которые по возрасту им в дети годятся, не растерялись, выполнили долг. А вот люди, которым доверяли в области, министерствах, ЦК и т. д., не... не... и не...

Парадокс! Возникают вопросы.

Получившие строгие выговоры с занесением в учетную карточку члена КПСС по истечении времени обо всем забудут и уйдут на персональные пенсии со всеми почестями и льготами?

Что за формулировка "освобожден от занимаемой должности"? По болезни, в связи с уходом на пенсию, если это действительно так, и за развал работы по случаю несоответствия... тоже освобожден?

"Подал заявление с просьбой об уходе с занимаемой должности", а следствие этого - опять персональная пенсия, почет, покой и привилегии?

А ведь мы, люди, все помним и видим!

Тысячи людей мечутся по стране, лишены своих домов, покоя, уверенности в завтрашнем дне, в будущем детей и внуков, а повинные в этом уверены и обеспечены, а временный дискомфорт, мимолетный испуг переживут. Не раз проносило, и еще раз пронесет.

Моисеева, Фергана

* * *

Не пропеть бы...

ИЗ ГЛУБОКОЙ старины людской пришли к нам выработанные человечеством неписаные законы общежития, когда в период массовой уборки урожая, заготовки продукции, подготовки к суровой зиме жилья, ферм и т. д. любые увеселения, свадьбы, гости подвергались всеобщему презрению, негодованию и насмешке.

До десятого пота трудились все в летний период кормящего года. В наше же время эти святые правила почему-то не почитаются.

Не стыдясь, выезжают многие "в гости" и думают, наверное, что делают весьма полезное дело для общества. В разгар кормящей потом целый год страды делегация Украины во главе с самым высоким начальством в количестве 600 чел. с благими намерениями укрепления дружбы народов нашей страны находилась в Казахстане, своим присутствием там отвлекая еще не менее 600 чел. казахов от нужной и полезной к сему времени работы.

Разве нельзя это хорошее дело было провести в ноябре - декабре?

Небось, каждый участник этого мероприятия считает, что он своим присутствием вдохновляет всех нас "на труд и на подвиг" во имя общего блага. А дудки!.. Наоборот, идет антиагитация.

Сейчас не то время, чтобы "вдохновение" приходило к нам через позирование известной актрисы Украины перед телеэкраном со спелой среднеазиатской дыней, в то время, когда в Киеве (да, наверное, и в других городах) на прилавках ни единого помидора в разгар сезона. Говорят, некому их убирать на поле. А кто же позаботится и организует дело?

Думается, что мы этак многое "пропоем, пропляшем, проиграем, проболтаем" наподобие крыловской стрекозы.

М. Смоков, рабочий, Киев

* * *

Силой привязать к селу?

РЕШЕНИЕ N 312 от 12 декабря 1988 г. облисполкома, по- моему, грубо нарушает права человека. Согласно ему за сельского жителя, если он хочет работать в городе, город обязан заплатить государству 13,3 тыс. руб.

Раньше у сельчан не было паспортов, но они свободно могли выбирать место жительства. Сейчас паспорт есть, однако в нем "клеймо" - сельская прописка. И "клеймо" это лишает сельского жителя элементарного права уехать и работать там, где он хочет, т. е. права, гарантированного ему Конституцией СССР.

Силой привязать к селу? И когда - в период гласности и перестройки?! Да если б нам в провинцию добротное жилье, асфальтированные дороги, транспортное (да не мешает и телефонное) сообщение... Если б правильно организовать наш труд, если б достаточно снабдить товарами, если б обеспечить медицинское обслуживание, если б...

Сегодня же: село - давай, давай, город снабжай. А вот селу город - фигу под нос (извините за грубое выражение). Обидно, очень больно сознавать, что мы люди второго сорта, что имеем несчастье родиться в селе.

В. Дивановская, пенсионерка, одинокая мать шестерых детей, с. Ольшанка, Курская обл.

ПЛЮС КОММЕНТАРИЙ

Письмо комментирует зам. министра финансов РСФСР И. Н. ЛАЗАРЕВ.

В настоящее время в ряде городов Российской Федерации сложились диспропорции в развитии производственной и социальной сфер. Скажем, числу населения в той или иной местности не соответствует количество рабочих мест (их или больше, или меньше), не хватает коек в больнице, жилья, мест в библиотеке, кинотеатре и т. д. Чтобы убрать этот дисбаланс и тем самым улучшить жилищные и социально- бытовые условия людей, требуются дополнительные капиталовложения. Частично эта проблема в новых условиях хозяйствования решается так: каждое предприятие или объединение (в основном производственных отраслей народного хозяйства) ежегодно вносит в местный бюджет за каждого работника 300 руб., а в трудоизбыточных районах - 200 руб.

Но вот заводу, скажем, вместо 10 тыс. рабочих для выполнения задания требуется, например, 11 тыс. Тысяча людей принята сверх нормы. Это иногородние. Им же необходимо предоставить жилье (пусть общежитие), места в столовой, школе, поликлинике и т. д. - словом, обустроить. Значит, нужны дополнительные средства. А где их взять?

Местные Советы решили, что предприятия и учреждения за каждого иногороднего работника должны делать единовременные взносы государству. Размеры этих взносов определяются в зависимости от сложившихся в данной местности (т. е. куда нанимается работник) норм капитальных и текущих затрат на развитие социального и культурного строительства. Так, сессия Курского областного Совета народных депутатов постановила вносить 13,3 тыс. руб. В Москве - 31 тыс. руб., Владивостоке - 20 тыс. руб., и т. д.

Кроме того, эти взносы должны побудить предприятия активнее внедрять механизацию и автоматизацию производства, чтобы выполнять установленные задания с меньшим числом рабочих.

По мнению Министерства финансов РСФСР, вопрос об уплате взноса исполкомам за привлечение иногородних рабочих должен решаться на договорных началах с предприятиями в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно