Обычно, когда в советских средствах массовой информации говорили или писали в прошлом о государстве Израиль, чаще всего речь шла о его экспансионистской политике в отношении арабских соседей, об "интифаде" - справедливой борьбе палестинцев против оккупации их земель. Все это действительно является реалиями внутренней и внешней политики Израиля, о которых вряд ли стоит умалчивать. Вместе с тем стереотипы журналистики долгое время закрывали от нас и другой Израиль: страну, где большое влияние приобретают силы, стремящиеся жить в мире и дружбе со своими арабскими соседями на основе справедливого решения ближневосточного конфликта, страну, где наряду с капиталистическими существуют и другие формы собственности.
Об этом неизвестном Израиле корреспондент "АиФ" Д. МАКАРОВ беседует с первым заместителем председателя Советского комитета защиты мира профессором Радомиром БОГДАНОВЫМ.
- Радомир Георгиевич, в прошлом наше отечественное востоковедение и журналистика рисовали Израиль исключительно в темных тонах. Недавно вы побывали в Израиле. Насколько, по-вашему, созданный образ соответствует действительности?
- Мне кажется, что в прошлом мы, не особо задумываясь, безоговорочно становились на чью-то сторону, не всегда принимая в расчет собственные интересы. Иногда это случалось потому, что одну из сторон конфликта поддерживали США, а мы как бы автоматически становились на противоположную просто потому, что конфронтация с США по всему миру до недавнего времени являлась важной составной частью нашей внешней политики.
Сказанное в полной мере относится и к арабо-израильскому конфликту, в котором мы полностью поддерживали лишь одну сторону, в то время как нашему внешнеполитическому сопернику США удавалось сохранять отношения почти со всеми участниками конфликта, что, кстати, принесло неоценимую пользу союзнику США на Ближнем Востоке Израилю.
Односторонняя, несбалансированная позиция СССР, которую он занимал в течение многих лет, являлась и объективно несправедливой по отношению к израильскому народу. Побывав недавно в Израиле, я по-новому взглянул на проблему его безопасности. Это ненадуманная проблема, она реально существует, равно как существует и проблема безопасности сопредельных с ним арабских стран.
- Какие еще стереотипы разрушились в вашем представлении после посещения Израиля?
- Мы привыкли считать эту страну капиталистической, а между тем еще задолго до образования Израиля в мае 1948 г. на территории Палестины были созданы социалистические коммуны, кибуцы, сохранившиеся и процветающие и по сей день. В одном из них - самом старейшем, основанном в 1921 г., мне удалось побывать.
- Расскажите о нем поподробнее.
- Он расположен километрах в 50 от Тель-Авива и всего в нескольких километрах от зоны напряженности с Сирией. По израильским масштабам он большой: в нем живут и работают около 600 семей. Территория, на которой он размещается, необычайно мала. По нашим меркам, конечно.
Должен сказать, что до этой поездки мое представление о кибуцах (как, наверное, и у многих других советских граждан) было весьма негативным. Основываясь на публикациях в нашей печати, мы представляли себе кибуцы как военные поселения наподобие аракчеевских с использованием принудительного труда. От этого представления у меня не осталось камня на камне.
Кибуц, в котором мне удалось побывать, был основан выходцами из России, спасавшимися от Петлюры, Махно, Скоропадского, на голом каменистом берегу моря.
Сейчас это поселение представляет собой высокоэффективную, многоотраслевую сельскохозяйственную коммуну. В нем сосредоточено растениеводство, животноводство, садоводство и небольшой заводик, который производит полиэтиленовую упаковку для разлива соков и консервирования пищевых продуктов с высокой производительностью: более 100 тыс. единиц в день. Там же есть фабрика золотых изделий, которые экспортируются по всему миру. 65% дохода дает промышленная деятельность и только 35 - сельскохозяйственная. Такая перемена в пропорциях произошла в последние годы.
- Как строятся взаимоотношения между людьми в кибуце?
- В кибуце нет собственности. Там все принадлежит всем. Деньги не имеют хождения. Я видел, как они живут. Деньги им действительно не нужны в повседневной жизни. Жилье, питание, ясли, детский сад - все бесплатно. Питаются в большой столовой, где вкусно кормят.
Тот, кто хочет питаться у себя дома, может делать это, но, как правило, все едят вместе - ради общения. Дома построены из расчета на две семьи. Живут очень удобно и очень скромно. Если кому-то надо что-то приобрести вне кибуца, скажем мебель, одежду, они идут к председателю и берут денег столько, сколько нужно.
- Трудно ли поселиться в таком кибуце?
- Поселиться несложно, никаких особых формальностей для этого не требуется, сложнее привыкнуть жить там. Работать надо очень добросовестно, много и напряженно. И не все выдерживают такой вот коммунальный образ жизни, когда все знают друг о друге все.
Но если вы родились в кибуце, то другого образа жизни для вас просто не существует.
Кибуцники (так называют себя жители кибуцей) отправляют в столицу своих детей учиться, служить в армии, но почти все они возвращаются обратно - из-за привычки жить коммуной.
И наоборот: многие семьи, переехавшие жить в кибуцы из больших городов, через 3-4 месяца уезжают обратно, так и не адаптировавшись.
- А что думают в Израиле по поводу восстановления отношений с СССР?
- Мы встречались с членами правительства, представителями печати, бизнесменами, "простыми людьми", и вопрос этот возникал постоянно. Причем, никто не сомневался в необходимости их восстанавливать. Вопрос ставился, когда?
- А как вообще относятся в Израиле к СССР?
- Частично я уже ответил на ваш вопрос. Но если суммировать все наши встречи с израильтянами, то можно сказать, что в Израиле существует огромный потенциал доброго отношения к Советскому Союзу, несмотря на два десятилетия фактической "холодной" войны. И когда я сказал об этом в беседе с одним из руководителей Израиля Шимоном Пересом, то он сказал, что удивляться здесь нечему. "В Израиле нет практически ни одной семьи, которая бы не имела корней в России. И у нас есть ностальгия".