Редакция продолжает публикации о льготах и привилегиях. Сегодня наш корреспондент А. УГЛАНОВ беседует с народным депутатом СССР, членом Комиссии Верховного Совета СССР по привилегиям, академиком В. ГИНЗБУРГОМ.
- Виталий Лазаревич, после долгих и страстных разговоров черные "Волги" со скучающими шоферами не стали музейной редкостью. Известно, что вы ведете в Комиссии работу именно в этом направлении.
- Да, и сразу хочу сказать, что это далеко не простая проблема, так как есть привилегии вполне законные и даже в каком-то смысле неизбежные.
Это касается и персональных автомобилей. Есть категории людей, которые должны их иметь. Но и в таком случае это будет оправданно, если машина не стоит часами без дела.
Мне говорили, что нередко шоферы-персональщики попросту спиваются от ничегонеделания в течение многих часов, дней, месяцев... От этого человек может просто деградировать.
- Ваша Комиссия, пожалуй, самая знаменитая с точки зрения поставленной задачи. Легко ли вам работается?
- Не во всем. Часть депутатов - членов Верховного Совета весьма заняты. Вторая проблема - получение ответов на наши запросы. Трудностей здесь сколько угодно.
- Сколько стоят служебная машина и ее эксплуатация?
- Стоимость складывается из следующих составляющих. Зарплата водителя - минимум 200 руб. при односменной работе. То есть в год - 2400 руб. Затем - содержание гаража, управленческого аппарата и т. д. Следующее - стоимость бензина и, наконец, стоимость машины. С учетом того, скажем, что машина эксплуатируется 10 лет, расходы на ее содержание в год составят 8-10 тыс. руб., или 700-800 руб. в месяц.
- А сколько в стране служебных легковых машин?
- Точно сказать не могу, но примерно - 1 млн. Умножьте это на 10 тыс. руб., и получите 10 млрд. руб. в год. Я не думаю, что здесь возможна большая экономия - примерно 10% - хотя и это уже 1 млрд. руб.
- Но уже было постановление Совмина СССР от 23 января 1988 года о сокращении парка служебных машин на 40%.
- Я не знаю, насколько это постановление выполнено, и сомневаюсь в его правильности, так как "сокращенные" машины кому-то продавались, а служебные поездки, как ни говорите, необходимы. Так что идти по такому пути недопустимо. Вспомните борьбу с алкоголизмом, когда вырубались виноградники. Надо максимально сократить персональные машины. Именно об этом пишут трудящиеся.
Основой же транспорта должны стать "конвейерные" машины - т. е. вызываемые с "базы" на определенное время и в определенное место. За какие-то поездки, вероятно, пользователю машиной придется платить. Я имею в виду неслужебные поездки.
Так что, как вы видите, мы не стремимся к уравниловке.
- Известно, что недавно произошло повышение зарплаты государственным служащим и партийным работникам. Не попало ли это событие в поле зрения вашего Комитета?
- Я думаю, что тем, кого лишили целого ряда привилегий, может быть сделана денежная компенсация.
И в этом не стоит усматривать чьи-то происки, так как раньше зарплаты разных категорий граждан не столь значительно отличались друг от друга, но за более ответственную работу полагались спецпривилегии. С отменой ряда привилегий разница в работе должна компенсироваться деньгами. Так принято во всем мире.
- Сколько у нас в стране персональных пенсионеров?
- В нашей Комиссии фигурировала цифра - 600 тыс. человек.
- Как вы относитесь к тому, что после ухода на пенсию многие крупные гос- и партработники со всей страны оказываются в Москве, в прекрасных квартирах и на полном довольствии?
- Это ненормальное явление, но я хочу вам сказать, что эта проблема у нас не обсуждалась. У нас нет аппарата (только один сотрудник), и мы не рассматриваем персональных вопросов. Комиссия занимается только госучреждениями. Существует мнение, что касаться привилегий для общественных организаций нам вообще не следует. Я не считаю это правильным, так как партийный аппарат довольно значительно сросся с правительственным. Не рассматриваем мы ситуацию и в других общественных организациях, что также неправильно.