Примерное время чтения: 7 минут
248

ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (22.12.1989)

Ликвидировать дефицит

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ в народном хозяйстве, мне кажется, уже было - только с другими оттенками, в конце 50-х и начале 60-х годов при Н. С. Хрущеве. В то время ликвидировали министерства, перешли на, как сказали бы сейчас, региональный хозрасчет (совнархозы по районам и областям), не внедрив оптовую торговлю и хозрасчет на предприятиях. В результате началось местничество, разбалансированность народного хозяйства. Дефицит достиг небывалых по тем временам размеров. Была дискредитирована неплохая в принципе перестроечная идея. Анархия в экономике в конечном итоге привела к смене правительства и возврату диктата министерств.

Сейчас все повторяется заново. Оптовая торговля еще не пробила новых хозрасчетных взаимоотношений. Создаваемое десятилетиями централизованное народное хозяйство растаскивается по областям и республикам. Министерства, исполнители распределительной системы, обвиненные во всех недостатках, разгоняются. В то же время сохранившиеся распределительные функции кому-то надо исполнять. Поэтому вместо министерств на местах будут создаваться органы управления, подобные действовавшим при совнархозах. Одновременно с этим возвращаются и недостатки тех времен. Опять развивается местничество, разбалансированность народного хозяйства, инфляция, расцвел дефицит.

По-моему, для осуществления перестройки нужен постепенный переход к оптовой торговле. Для этого отрасль за отраслью, снизу (от руды) выводить из дефицитного состояния, создавать мощности - на 15% превышающие потребность в их продукции, переходить на договорные цены (без участия Госкомцен). Только после ликвидации дефицита исчезнет необходимость в распределительных методах руководства, появится возможность для перехода на полную самостоятельность, хозрасчет, аренду, самофинансирование, упорядочение цен, создание социалистического рынка и выход на международный рынок.

Л. Жариков, Сызрань.

* * *

Печальное лидерство

НA ФОНЕ БЕД, связанных с проблемами экологии, радиации и СПИДа, дорожно-транспортные происшествия (ДТП) выглядят не столь зловещими и угрожающими. Но вместе с тем специалисты считают, что именно они выходят сегодня на первое место по тяжести увечий и гибели людей, опережая сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.

В СССР в 1987 г. попало в аварии 500 тыс. автомобилей. 260 тыс. человек были ранены, 45 тыс. погибли. Ежегодный экономический ущерб от ДТП превышает 11-12 млрд. руб.

Для сравнения: в США при 181 млн. единиц автомобильного транспорта в 1987 г. погибли 46 тыс. человек, 3,4 млн. получили ранения и увечья. Если при сопоставлении этих цифр учесть, что, по данным ГАИ МВД СССР, у нас в стране сохраняется тенденция к росту ДТП на 12% ежегодно, то к концу 1989 г. мы будем иметь 51 тыс. погибших в авариях на дорогах.

В расчете на 1 млн. автомобилей в СССР гибнет в 10 раз больше людей, чем в США. В 1989 г. мы стали абсолютными лидерами в этой мрачной статистике. На мой взгляд, это сложилось по нескольким причинам. Плохие дороги, несовершенные автомобили и главное - некультурность и безответственность водителей, в том числе замешенная на стойкой "любви" к пьянству.

Я предлагаю осуществить несколько проектов улучшения положения.

Первый из них: в период 1990-1991 гг. создать при крупных промышленных автоцентрах страны молодежные автоклубы, с привлечением многочисленных народных умельцев.

Второй: параллельно создать оригинальные игровые программы для персональных ЭВМ по Правилам дорожного движения и основам автодела.

Третий: подготовить и провести смотры-конкурсы любительских автомобилей. Организовать детские и юношеские международные соревнования по программе вождения, истории автомобилестроения.

Через опыт первых молодежных автоклубов можно будет увлечь десятки и сотни тысяч школьников. Это будет новое поколение дисциплинированных водителей. И, думается, мы сможем свести на нет такие уродливые явления на дорогах, как рокеры.

Осуществление проектов не потребует больших материальных затрат. Работу можно начинать и в 1995 г., и даже в 2000-м... Правда, при этом необходимо помнить: в последнее десятилетие XX века общее число погибших в нашей стране в автомобильных катастрофах превысит 600 тыс. человек и более 3,5 млн. получат увечья.

В. Захаров, инженер, Москва.

* * *

Кто разрешил не разрешать?

Я 40 ЛЕТ проработала в школе учителем математики. Сейчас врачи порекомендовали жить в селе: вреден для здоровья челябинский воздух. Решила купить в деревне дом для постоянного жительства. Нашла подходящий в деревне Медвецкое Курганской обл. Из своей челябинской квартиры выписалась и поехала устраиваться.

Но неожиданно столкнулась с трудностями. Директор совхоза, на территории которого находится Медвецкое, ссылаясь на "указание сверху", запретил сельсовету оформлять куплю- продажу дома.

Дом, который мне подходит, уже 3 года как брошен. Огород зарастает сорняком. Сердце кровью обливается, глядя на это безобразие. И этот нелепый запрет... Я учитель с большим опытом, могла бы учительствовать и в деревне: школа там есть.

Почему за такие "указания" никто ответа не несет? Кто председателю разрешил не разрешать?

Л. Домогацких, Челябинск.

* * *

ПРОЩАНИЕ

О ВОСКРЕСЕНЬЕ в Москве во Дворце молодежи рядом с метро "Фрунзенская" был открыт доступ к телу скончавшегося академика Андрея Дмитриевича Сахарова. В метро радиоголос объявлял: "Станцию "Фрунзенская" поезд проследует без остановки".

Глаз нельзя было оторвать от бесконечной череды измученных холодом людей. Шесть часов на морозе. Вошедшие отряхивали шапки. Две уборщицы непрерывно собирали снег и воду с каменного пола.

Горькие мысли о тех, кто не смог прилететь, о тех, кто не захотел прийти... И вдруг вопрос: а кто эти - пришедшие? Тут же на лестнице я провел самодеятельное социологическое исследование. Вот его результаты.

Задавалось два вопроса: год рождения? профессия? Опрошено (подряд) 1305 человек. Выяснилось, что родившихся (в %) было:

"pre"

до 1929 г. - 15 с 1930 до 1939 г. - 30 с 1940 до 1949 г. - 25 с 1950 до 1959г. - 14 с 1960 до 1969 г. - 12 с 1970 г. - 3,5

"/pre"

Были родившиеся в 1905, 1908, 1913... Тех, кому крепко за 70, было больше, чем юношества. 70% - старше 40. Инженеров было 33%, научных работников - 23%, преподавателей - 9%, студентов - 7%, врачей - 4%, рабочих - 2%, военных - 1,3%, журналистов - 0,7%, кооператоров - 0,5%.

Не названы режиссеры, актеры, архитекторы, библиотекари, переводчики, юристы и др. Поэтому в сумме нет 100%.

Для верной оценки надо бы сравнить с данными о профессиональном составе населения Москвы. Но и так все ясно. Шла немолодая интеллигенция. И было ее немало. Она нарушила планы тех, кто решил уложиться с 13.00 до 17.00. В 9 вечера я спросил входящих: когда встали в очередь? - Без четверти три, - ответили голоса.

Сколько прошло? - спросил я в 22.00 у генерала, руководившего охраной порядка. - Нет данных. - А приблизительно? - Тысяч 70. И еще тысяч 10 на улице стоит... Последние прошли около полуночи.

...На следующий день, в понедельник, люди спускались в метро, чтобы ехать в Лужники на гражданскую панихиду. "Станцию "Спортивная" поезд проследует без остановки" - объявлял механический голос.

По пустынному Комсомольскому проспекту - ни троллейбусов, ни машин - люди спешили к Лужникам. И, прыгая по ледяным лужам, я вспоминал, как организовывалась "всенародная скорбь" по Суслову, Брежневу, Черненко, как объявлялся национальный траур, подкатывали к учреждениям и заводам комфортабельные автобусы. Невольно думалось о тех, кто устроил панихиду по Андрею Дмитриевичу на окраине города.

Александр МИНКИН, журналист, г. Москва.

Статью А. Д. Сахарова мы публикуем на с. 4 - 5.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно