В НАЧАЛЕ 70-х ГОДОВ Франция занимала одно из ведущих мест среди развитых капиталистических стран по темпам экономического роста. Интенсивность капиталовложений, быстрое расширение экспорта, обеспеченность квалифицированной рабочей силой и многие другие благоприятные предпосылки определили появление самых оптимистических прогнозов экономического и социального развития страны.
Однако мировой экономический кризис 1974 - 1975 гг. привел к тому, что Франция вступила в длительную полосу низких темпов экономического роста и сокращения занятости.
И хотя уровень безработицы во Франции во время кризиса 1974 - 1975 гг. был ниже, чем, например, в США или ФРГ, ее небывалый рост и масштабы превратили проблему занятости в одну из острейших социально-экономических проблем страны.
В минувшем году уровень безработицы во Франции составил 8,5% трудоспособного населения. Согласно оценкам ряда французских экономистов, к 1985 г. численность незанятого населения, ищущего работу, достигнет 4 млн. человек, или 15% всей рабочей силы страны.
ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ: МНИМЫЕ И ИСТИННЫЕ
Во французской научной литературе, причины безработицы определяются по-разному. Буржуазные экономисты и идеологи пытаются объяснить рост безработицы влиянием научно- технического прогресса, (наличием иностранной рабочей силы, структурной диспропорцией спроса и предложения на рынке труда.
На самом же деле ухудшение положения в области занятости вызвано усилением власти монополий, сдерживанием экономического роста, использованием возможностей технического прогресса для вытеснения живого труда из сферы производства. Таково мнение экономистов-марксистов.
Мнение буржуазных теоретиков о том, что размеры накопленных прибылей являются основным фактором, определяющим масштабы капиталовложений, расширение которых автоматически решает проблемы занятости, также не подтверждается реальной жизнью. Начиная с 1974 г. объем капиталовложений частных предприятий сократился на 10%, тогда как прибыли 19-ти наиболее крупных французских монополий увеличились на 54,4%. В то же время в восьми крупнейших французских компаниях число рабочих мест сократилось на 26 тыс.
ЗА ШИРМОЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
Анализируя статистику безработицы во Франции, приходится сталкиваться подчас с весьма значительными расхождениями в данных. Это объясняется тем, что администрация и профсоюзы по- разному определяют статус безработного. Профсоюзы (в частности, Всеобщая конфедерация труда) в своих расчетах исходят из определения статуса безработного, данного Международным бюро труда. Монополии оспаривают профсоюзную статистику: усилия власть имущих направлены на затушевывание действительного положения с целью убедить общественное мнение в немногочисленности "истинных безработных". Для этого производится чистка картотек Национального агентства занятости, при которой обнаруживаются лица, якобы не готовые приступить к работе, а лица, хоть раз не явившиеся для очередной регистрации, и иностранные рабочие исключаются из списков. В отделениях агентства не регистрируется ряд категорий лиц старше 60-летнего возраста, из статистики занятости исключаются все молодые люди, проходящие стажировку на предприятиях, женщины, ищущие работу после временного перерыва и т. д.
НАДЕЖДЫ ВСЕ МЕНЬШЕ
Одна из особенностей безработицы сегодня состоит в заметном увеличении ее средней продолжительности. Так, во Франции к концу 70-х годов она возросла до 10 месяцев. Это говорит о напрасных надеждах французских безработных на то, что зарегистрировавшие их отделения Национального агентства занятости предоставят им работу в ближайшие месяцы, Процент тех, кому посчастливилось найти работу в течение месяца, снизился с 25% в 1972 - 1973 гг. до 18% в 1975 - 1976 гг., а в 1978 г. он не превысил 15%. В начале 80-х годов доля безработных, которые не могли трудоустроиться в течение 3 месяцев и более, достигла 75%.
При этом следует отметить, что и в тех случаях, когда работа все- таки предоставляется, она часто не удовлетворяет просителей, поскольку сопровождается уменьшением заработной платы и потерей квалификации.
ВРЕМЕННЫЙ НАЙМ - ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛНОГО ПРОИЗВОЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Угроза увольнений вынуждает трудящихся заключать договоры на временную работу. Подобные контракты, количество которых в период экономического кризиса заметно увеличилось, когда-то были распространены лишь в таких отраслях, как сельское хозяйство (например, при наймах на сезонную работу на время сева или обора урожая), сфера обслуживания в периоды наплыва туристов и т. п. Теперь же 22% работающих в промышленности имеет статус временно исполняющих обязанности.
Конечно, эта форма занятости еще более осложняет положение трудящихся и вредит производству в целом. Однако французские предприниматели находят в ней свои преимущества: во-первых, временная рабочая сила легко приспосабливается к изменениям конъюнктуры - ее можно уволить, не соблюдая положения существующего законодательства об увольнении по экономическим причинам; во-вторых, временный найм можно использовать в качестве более продолжительного, чем обычно, испытательного срока. Он дает предпринимателям возможность легко приспособиться к колебаниям объема производства и наиболее полно использовать постоянных работников, занижать число учитываемых -работников при подсчете показателей производственного травматизма, поддерживать численность персонала ниже уровня, необходимого для создания комитета предприятия. Временная работа предоставляет, предпринимателям возможность полного произвола в области обеспечения условий и безопасности труда.
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ТРУДОУСТРОИТЬ МОЛОДЕЖЬ?
Проблема безработной молодежи во Франции, как и других капиталистических странах, стоит очень остро. Почти половина французских безработных - юноши и девушки моложе 25 лет. Положение усугубляется тем, что эти люди, вступая на рынок труда, не имеют никакой профессиональной подготовки. Разрешение проблемы профессионального обучения должно было бы существенно повысить уровень занятости молодежи. В 1977 г. правительство заключило с Национальным советом французских предпринимателей "Национальный пакт занятости". Совместными усилиями государства, национализированных и частнокапиталистических предприятий и были введены "стажировки Барра" - краткосрочные курсы профессиональной подготовки, а для предпринимателей, в соответствии с пактом, были установлены налоговые льготы для поощрения найма работников в возрасте от 16 до 26 лет.
Выполнение условий пакта 1977 г. способствовало переносу бремени безработицы на трудящихся старше 25 лет. Между мартом 1977-го и мартом 1978 гг., согласно лишь официальным данным, сокращение на 6% числа безработных среди молодежи сопровождалось увеличением безработицы в возрастной группе 25 - 50 лет на 12%, в возрастной группе 50 - 60 лет - на 19%. В то же время часть мероприятий по борьбе с безработицей молодежи осуществляется за счет средств, предназначенных для профессиональной подготовки и повышения квалификации занятых работников.
Необходимо упомянуть, что, хотя "пакт занятости" и обеспечивает на время работу для молодежи, он вовсе не способствует созданию дополнительных рабочих мест. Предприятия, нанимая молодежь, в то же время увольняют или отправляют на пенсию пожилых рабочих. "Пакт занятости" сделал непрочными существующие рабочие места, развил нестабильность занятости. Он позволил удовлетворить потребность в неквалифицированной рабочей силе за счет французской молодежи.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕВЫХ СИЛ И САБОТАЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Пришедшее к власти в мае 1981 г. правительство левого большинства взяло курс на оздоровление французской экономики, в том числе и на снижение высокого уровня безработицы. Однако социально-экономические мероприятия правительства наталкиваются на ожесточенное сопротивление предпринимателей, не желающих терять своих прибылей.
Сопротивление предпринимателей выражается, в частности, в беспрецедентном по своим масштабам "бегстве капиталов" из страны. В 1981 г. около 60 млрд. франков нелегально "пересекло" французскую границу, причем 3/4 из них - после мая 1981 г. Кроме того, предприниматели всеми силами уклоняются от уплаты налогов: так, в 1981 г. они недоплатили в государственную казну около 90 млрд. франков. Все это делает перспективу оживления французской экономики (а именно с экономическим ростом правительство связывает надежды на решение проблемы безработицы) весьма туманной. Заметим, кстати, что в конце октября минувшего года предприниматели сделали еще один неприглядный жест - они отказались вносить свою долю в государственный фонд для выплаты пособий по безработице.
Уровень безработицы во Фракции по-прежнему высок. И все же, как заявил Ф. Миттеран, "итоги подводятся в конце, а не в начале эксперимента".