Примерное время чтения: 5 минут
115

ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. БЕЗРАБОТНЫЕ В ЮГОСЛАВИИ

В одном из номеров "АиФ" сообщалось, что число безработных в Югославии превысило 1 млн. человек. Решает ли эту проблему правительство республики и каким образом?

И. Соколов, г. Устинов

Напомним, что Югославия вступила на путь социалистического строительства, будучи страной с низким уровнем занятости населения, сильным аграрным перенаселением и значительной безработицей.

Несмотря на динамичный экономический рост и значительное расширение возможностей трудоустройства в социалистическом секторе (так, только в течение 70-х гг. в общественном секторе народного хозяйства было создано 1 млн. 916 тыс. новых рабочих мест, и в 1985 г. из 1000 человек трудоспособного населения в нем работали 433 против 124 в 1947 г.), проблема занятости все еще остается достаточно острой. В целом в 70-х гг. при росте занятости в общественном секторе в 1,5 раза численность лиц, ищущих работу, возросла в 2,5 раза.

В 1985 г. в бюро по трудоустройству было зарегистрировано 1 млн. 40 тыс. человек. Однако было бы ошибочным отождествлять всех югославских граждан, ищущих работу, с понятием "безработные". Часть этих людей имеет вполне определенные занятия и надежные источники доходов. Это относится к лицам, которые по тем или иным причинам хотят сменить сферу деятельности. Прежде всего - к владельцам земельных участков, занимающимся сельскохозяйственным трудом. Домохозяйки, студенты и представители некоторых других категорий населения часто регистрируются в качестве ищущих работу не для скорейшего трудоустройства, а в надежде получить преимущества при трудоустройстве в будущем или с целью воспользоваться льготами, предоставляемыми лицам, ищущим работу (правом на бесплатное медицинское обслуживание, заочное обучение, снижение налогов и т. д.).

Применение критериев, разработанных в заключенном в 1981 г. общественном договоре о выборочной регистрации безработных среди лиц, ищущих работу, показало, что около 20% зарегистрированных в бюро по трудоустройству не, являются действительно безработными.

Главной причиной роста числа лиц, ищущих работу, является миграция населения из сел в города и стремление части сельского населения, в основном молодежи, перейти к несельскохозяйственным видам деятельности. Однако масштабы миграции значительно превышают возможности трудоустройства в городах. В результате село дало более половины зарегистрированных в бюро по трудоустройству.

Существенное влияние на увеличение числа тех, кто ищет работу, оказала активизация стремления женщин работать в общественном секторе народного хозяйства.

Проблема трудоустройства осложняется и демографической ситуацией. Темпы роста численности населения и доля в нем трудоспособной его части резко повысились с начала 60-х гг., когда рабочего возраста стало достигать многочисленное поколение тех, кто родился в первые послевоенные годы. И в настоящее время доля трудоспособного населения во всем населении страны продолжает расти.

Большая незанятость, как отмечалось в отчетном докладе XIII съезду СКЮ, "является одной из наиболее тяжелых социальных и политических проблем". Более того, это "первоочередная проблема развития, так как вне труда находятся многие молодые и обученные кадры, которые своим знанием, энтузиазмом могли бы существенно способствовать быстрому и успешному развитию страны".

Для скорейшего решения проблемы занятости после X съезда СКЮ, уделившего ей большое внимание, началась активная разработка политики трудоустройства. В резолюциях X, XI и XII съездов СКЮ, Законе об объединенном труде, общественных договорах об основах политики трудоустройства и, наконец, в Долгосрочной программе экономической стабилизации предложен широкий комплекс мер по борьбе с незанятостью. Основные цели и пути решения проблемы трудоустройства получили подтверждение и на состоявшемся недавно XIII съезде СКЮ.

Решение проблемы трудоустройства прежде всего связывают с развитием общественного сектора народного хозяйства, строительством новых объектов и расширением старых, улучшением использования производственных мощностей. Большие надежды возлагаются на развитие так называемой "малой экономики", т. е. самостоятельных небольших высокорентабельных предприятий, кооперирующихся с более крупными и выполняющих производственные или обслуживающие функции.

Первостепенное значение решению проблемы трудоустройства придается в Долгосрочной программе экономической стабилизации. В этом документе рассматриваются два варианта обеспечения полной занятости в стране. Согласно первому варианту полная занятость может быть осуществлена до 1990 г., что потребовало бы ежегодного увеличения численности занятых в промышленности и сфере услуг в среднем на 200 тыс. человек в год. Второй вариант югославские экономисты считают более реальным. В нем предполагается, что полная занятость трудоспособного населения будет достигнута к 2000 г., т. е. к этому сроку должно быть дополнительно трудоустроено 2,4 млн. человек. Это означает, что численность занятых должна ежегодно увеличиваться в среднем на 120 тыс. человек.

Однако экономические трудности, с которыми сталкивается Югославия в последние годы, и меры экономической политики, направленные на их решение (прежде всего сокращение капитальных вложений), делают крайне затруднительным достижение полной занятости к 2000 г. В частности, в текущем пятилетнем периоде в общественном секторе планируется дополнительно трудоустроить с учетом естественного отлива (уход на пенсию и т. д.) населения 1 млн. 750 тыс. человек.

В. ШРАМ, кандидат экономических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно