Примерное время чтения: 8 минут
144

КОМИ СОСТАВЛЯЮТ МЕНЕЕ 25% НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ. Север сквозь призму фактов

"Наша беда в том, что наша земля слишком богата", - выраженная в той или иной форме эта парадоксальная мысль звучала не раз во время встреч на земле Коми. Огромная северная республика, по территории равная десяти Бельгиям, была превращена Сталиным в гигантский концлагерь. Хрущев и Брежнев, правда, сократили его масштабы (хотя и сегодня тут полно "зон"), но окончательно определили роль республики как сырьевого придатка, кладовой нефте-, газо-, лесо- и прочих долларов. Только вот "мерседесы" за ту валюту покупали отнюдь не жители Коми. На их долю досталось другое. Вслед за ГУЛАГом хозяйничать на их землю пришли могущественные министерства.

Неизвестная атомная война

28 ноября 1980 года, примерно в 3 часа дня, приблизительно на глубине 1,5 км под устьем реки Печоры прогремел маленький атомный взрыв. Устроенный геологами Нарьян-Марской нефтегазоразведочной экспедиции объединения "Архангельскгеология" для ликвидации аварийного выброса газа и конденсата в районе скважины N 9 "Кумжа", взрыв только усложнил ситуацию. Образовалась огромная воронка, произошли новые, еще более мощные выбросы. Причинами аварии, как указывает в своей объяснительной записке начальник экспедиции т. Конарев, явились "работа на максимальном дебите; технически безграмотное производство работ по задавке скважины; отсутствие должного контроля за производством работ в аварийной обстановке как со стороны гл. инженера Перова, так и моей".

Были предприняты меры по ликвидации аварии и ее последствий. Однако эти работы затянулись... почти на 7 лет и закончились лишь в мае 1987 года. А сколько газа улетучилось в не очень чистую атмосферу над республикой Коми? Неизвестно. Дважды - в 1981 и 1986 годах производились замеры, и тогда выброс составлял 807 тыс. и 1740 тыс. куб. м в сутки соответственно. А загрязнение воды в Печорской губе, в районе нерестилищ ценной рыбы, по нефтепродуктам превышало предельно допустимую концентрацию в 45 - 100 раз. Да что там! Печорская нефть обнаружена даже в Баренцевом море.

Невозможно подсчитать ущерб, нанесенный природе Печоры только этим взрывом. А когда-то эта река была одним из главных в стране поставщиков ценных пород рыб. Сейчас этой рыбы осталось совсем немного, но оставшуюся - есть просто опасно для жизни. Вот что пишет министр рыбного хозяйства СССР Н. Котляр: "Загрязнение Коровинской губы, по данным ихтиологических исследований, привело не только к изменению режима водоема, но и вызвало отклонения в биологическом состоянии рыб: выпадение чешуи в хвостовой части, на брюшке рыб; у пеляди наблюдается срастание печени, внутренних органов...".

Кто же ответил за это преступление? А никто. Так же, как и за потерянные миллиарды. Что же до непосредственных виновников аварии, то они давно получили повышения: один работает начальником экспедиции на Урале, другой - генеральным директором объединения в Сибири.

БРАТЬЯ ПО ТОПОРУ

Старики-коми рассказывают, что у их народа издавна существовало и культивировалось отношение к дереву как к живому существу. И если охотник останавливался под деревом отдохнуть, то перед этим обязательно просил у него разрешения и обещал не обидеть.

Такое отношение к лесу осталось сегодня разве что у глубоких стариков. Молодежь же твердо знает: леса в Коми предостаточно и беречь его нечего. Все равно он принадлежит не проживающему здесь народу, а министру в далекой Москве. Он, этот далекий хозяин, и продал лет 15 тому назад целый район республики для вырубки друзьям из Болгарии. По условиям договора, 45% от вырубленного болгары забирали себе, 55% - отдавали нам; последующего лесовосстановления не производилось.

Поскольку иностранные друзья себя в том лесу хозяевами не чувствовали - то и вели себя соответственно. При заготовках в 5 млн. куб. м в год - до 1 млн. куб. м теряется по просекам, которые сегодня забиты не понравившимися порубщикам бревнами. А что - не свое... Кроме того, в договоре оговаривалось, что "некоторое количество" леса рубится без оплаты, "на собственные нужды" друзей. Никто не считал, сколько же это - "некоторое количество". А недавно подсчитали - ахнули: дополнительно до 1 млн. куб. м сверх установленного!

Кстати, срок действия договора окончился-то еще два года назад, а порубки все продолжаются.

У ПЕЧОРЫ, У РЕКИ...

На севере республики расположен Ижемский район. 23,5 тыс. жителей, 87% из которых - представители коренной национальности, издревле занимаются сельским хозяйством, в основном мясо-молочного направления. Есть здесь и 50 тыс. голов оленей. Кажется, достаточно, чтобы накормить досыта небольшое по численности население. Но... мясо тут по талонам, причем и талоны-то получают не все. Не достается их, например, учителям, швеям, некоторым другим "непроизводственным" категориям пос. Щельяюр, о чем они с горечью нам рассказывали. В чем же причины? Вот что рассказал первый секретарь Ижемского райкома партии В. Ф. Канев:

- Слаба материально-техническая база оленеводства. Наша промышленность выпускает в мизерном количестве брезент, необходимый для чумов, радисты, находящиеся в отдаленных бригадах, плохо обеспечены радиостанциями, поэтому оленеводы зачастую не имеют связи с центром, нет небольших передвижных электростанций. Этот список можно продолжать и дальше. Но самое страшное все-таки то, что с каждым годом хищнически уничтожаются оленеводческие пастбища в связи с тем, что в тундре возводятся буровые вышки, работают нефтегазоразведочные экспедиции, по тундре ходят вездеходы, нанося ей долго не заживающие раны...

Вот и еще одно подтверждение горя от богатств...

Кроме того, в районе добывается ежегодно 160 тыс. куб. м леса, который идет на экспорт. Имеют ли от этого что-нибудь ижемцы? Кроме загрязнения Ижмы и Печоры из-за молевого сплава - ничего. Вся валюта оседает где-то в центре.

Бывшие рыбаки, оленеводы, деды и прадеды которых никогда не убивали ни одного лишнего зверька, не ловили ни одной лишней рыбки, теперь стали свидетелями массовой гибели семги, а 70% выращиваемых ими оленей тоже уходит куда-то за пределы района. Им же остаются лишь талоны...

Правда, в районе многие держат свой скот, это и выручает.

Есть в районе немало и других проблем. До войны тут было 5 средних учебных заведений. Сейчас учиться негде, молодежь уезжает, особенно девушки, но не все могут прижиться в городе. Только в прошлом году более 100 молодых людей, поступивших в учебные заведения, бросили их и вернулись домой. В районе на сегодняшний день не хватает 1200 невест, И все чаще молодые парни уходят из жизни - водка ли тому виной, тоска ли - кто объяснит? До суицидальной лаборатории в Москве, ох как далеко!

- Когда-то, - рассказывал председатель райисполкома Н. И. Сметанин, - здесь было 270 мелких заводов по выделке замши и кожи. Сейчас нет ни одного, шкуры оленей, из которых за границей делают изумительную замшу, тоже уплывают туда, часть - в соседний район, где дедовским методом обрабатывают их.

Но можно, можно наладить жизнь в районе. Планируется, например, создать несколько кооперативов по вылову рыбы на озерах и совместное предприятие с сыктывкарским заводом "Орбита", где перерабатывалось бы все, "кроме вдоха и выдоха" оленей, - внутренности, шкуры, рога, копыта и т. д. Ждут в районе съезда малых народов, на котором хотят поднять вопрос о придании всему району статуса национального. Только так, считают местные власти, можно поднять социально-экономическое положение района. Ведь где такое можно увидеть - жители газодобывающего региона не имеют в домах газа!

Но, на наш взгляд, многое бы решил переход района на самофинансирование и полную хозяйственную самостоятельность. Ведь только тогда и часть валюты, полученной на земные и подземные богатства края, согласно договору, останется ижемцам. Да и министерства, вредящие окружающей природе, будут платить штрафы именно в местный бюджет.

ВОЗМОЖНО ЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ?

То же самое касается и нечто края, из которого долгие годы выкачивали богатства, оставляя взамен загубленные леса и реки, отравленный воздух, горящие газовые факелы, массовые болезни, ведь не так уж далеко расположена Северная Земля, где ведутся испытания ядерного оружия.

Сейчас Коми АССР готовится к выборам. Освободилось место народного депутата СССР по Ухтинскому округу - бывший секретарь обкома партии ушел в министры. На это место баллотируются несколько кандидатов: его преемник Ю. Спиридонов, заместитель председателя Ухтинского горисполкома Р. Валеев, писатель Б. Шахов, молодой ученый из Сыктывкара В. Ларин. У каждого своя программа, каждый обещает землякам лучшую жизнь.

Хоть трудностей на Севере хватает, жизнь не стоит на месте. Люди жадно следят за событиями, происходящими в столице, других городах.

Недавно и здесь созданы Народный фронт, общество "Мемориал", комитет по защите Печоры, который, правда с большим трудом, выпускает "Экологический вестник". Активно проходят выборы в народные депутаты РСФСР, Коми АССР, местных Советов. Главное, люди перестают ощущать себя временщиками, становятся хозяевами.

И. МОРЖАРЕТТО, Л. НОВИКОВА, наши спецкоры, г. Ухта

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно