45

СССР - ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ. Новая Сибирь

Недавно в издательстве "Прогресс" вышла книга канадского ученого, писателя, публициста ГАРОЛЬДА ГРИФФИНА "Советские рубежи будущего". Автор много путешествовал по Советскому Союзу, побывал в различных городах Сибири, на строительстве БАМа, в Средней Азии, встречался с советскими рабочими, колхозниками, учеными, писателями, космонавтами. Гриффин обрел в СССР множество друзей и сам навсегда стал другом нашей страны. Он хотел и сумел понять то, о чем на Западе принято умалчивать, - силу советского характера, несгибаемую волю и трудолюбие советского человека.

Редакция предлагает выдержки из его книги.

СУДЯ ПО ТОМУ, что я видел, Новосибирск процветает. Здесь построены современные предприятия тяжелого машиностроения, изготовляют сталеплавильные печи, токарные станки, турбогенераторы, гидравлические прессы... И все это создано за несколько десятилетий!

НЕВИДАННЫЕ ТЕМПЫ

Я побывал на Новосибирском заводе "Сибэлектротерм", выпускающем различное электроплавильное оборудование. Этот комплекс огромных заводских цехов с автоматизированными линиями произвел на меня сильное впечатление. Я уверен, что во всей Западной Канаде, богатой, как и Сибирь, полезными ископаемыми, нет такого завода. Поэтому мне не с чем было сравнивать увиденное.

Сибирь обладает половиной известных в мире запасов угля, самыми большими на земле лесами, месторождениями почти всех известных драгоценных и редких металлов, а также огромными залежами неблагородных металлов, поэтому главная задача экономистов состоит в выборе оптимального варианта развития этих обширных районов.

"Сразу всего не сделаешь, - заметил мой собеседник, профессор Валерий Макаров, главный ученый секретарь Президиума Сибирского отделения Академии наук СССР, когда я встретился с ним в новосибирском Академгородке. - Развитие Сибири требует больших капиталовложений, правильного размещения производительных сил, широкого привлечения ученых, инженеров, квалифицированных рабочих. Все это необходимо рассматривать в комплексе. Темпы развития Сибири, которая дает одну десятую национального дохода СССР, будут постоянно расти и все более превышать темпы экономического роста страны в целом".

Академгородок, пожалуй, больше, чем какие-либо другие достижения, подчеркивает разницу между старой и новой Сибирью. Здесь, в Новосибирске, продолжает формироваться один из крупнейших в СССР центров образования и науки, Одну треть 75-тысячного населения Академгородка составляют научные работники.

Мы посетили Сибирское отделение Академии медицинских наук СССР. Меня познакомили с тремя самыми, пожалуй, известными сибирскими учеными-медиками, профессорами Юрием Бородиным, Юрием Никитиным и Николаем Деряпу. Заговорили о медицинском обслуживании жителей отдаленных районов.

"Самое важное для нас, - сказал Никитин, - это количество врачей. В среднем по стране на каждые 10 тысяч жителей приходится 38 врачей. В некоторых районах Севера этот показатель даже выше. Эти данные несравнимы с дореволюционными, когда на 250 тысяч жителей Якутии и на территорию в 350 тыс. кв. км приходился один доктор. Здесь было самое плохое медицинское обслуживание во всей Сибири. Теперь в экстренных случаях в труднодоступные поселения врачи попадают на самолете или вертолете".

Всякий раз, читая канадские или американские газеты, я замечаю, что некоторые западные журналисты, претендующие на роль экспертов в делах Страны Советов, насаждают в своих материалах расистские взгляды, подбрасывая мысль о том, что будущее Советского Союза, дескать, находится под угрозой из-за более высокого роста численности азиатских народов. Попытки вбить клин между советскими народами, поколебать их дружбу лишены всякого смысла.

"ЭТО ПОИСТИНЕ ГРАНДИОЗНО!"

К сожалению, очень немногие знают в Канаде и США о том, что в Сибири прокладывается новая железнодорожная магистраль. Такое важное событие достойно освещения в любой газете, однако большинство органов массовой информации Запада умалчивает об этом.

Даже если не принимать в расчет масштабы строительства, преграды, которые необходимо преодолеть, экономическую выгоду будущей дороги, то каждого побывавшего здесь поражает энтузиазм советской молодежи, ее увлеченность БАМом, стремление преодолеть все трудности и невзгоды.

И это отнюдь не безработная молодежь, которая рада получить любое место, как это наблюдается сейчас в западных странах.

В Усть-Куте мне рассказали о первой группе молодых строителей - среди них было 14 мужчин и 2 женщины, которые в январе 1974 года вылетели строить 64-километровую зимнюю дорогу в Таюру. Земля была твердой как камень. Особенно тяжело приходилось, когда они забивали сваи для деревянных мостов, которые сами строили. Даже обеспечение водой представляло собой трудность. Но за месяц они прорубили просеку к реке Таюра и вбили первый столб на месте будущего поселка, который молодые строители назвали Звездным.

И вот во что вылился этот энтузиазм: построенный руками молодых строителей поселок меня поразил. На широкой, слегка наклонной возвышенности, окруженной темной задумчивой тайгой, уже расположились группы домов - пятиэтажные и шестиэтажные здания, в центре возвышалась новая школа. Различные по отделке фасады зданий из красного и серого кирпича украсили бы любой современный город. Для обычной железнодорожной станции, затерявшейся в тайге, где веками стояли бревенчатые дома, это было поистине грандиозно.

"Когда все поселки БАМа будут закончены и все промышленные комплексы вступят в строй, - заметили мои друзья, строители БАМа, - многим придется изменить свое представление о нашей Сибири".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно